Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны?

На кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны?

В последнее время участники энергетического рынка России спорят: на кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны — на мелкого частного потребителя (миллионы граждан) или на компании, играющие на этом рынке по-крупному. А вы сделали бы ставку на потребности простых людей, которые ежедневно потребляют энергию — газ, тепло, электричество?

Александр Перов, заместитель руководителя, Фонд национальной энергетической безопасности
Нет, это было бы не совсем правильно. В нашей стране коммунальная сфера стоит перед необходимостью непростых реформ. И в этой ситуации необходимо искать компромисс между интересами крупных компаний и интересами простых российских потребителей. То есть между тем, чтобы в наши квартиры поступало доступное тепло, свет, газ, и необходимостью выдерживать более-менее приемлемый уровень цен на энергоресурсы. Я уверен, такой компромисс возможен и к нему нужно стремиться.
Думаю, это можно сделать, если государство будет занимать более активную позицию в этом вопросе, а также если наконец-то ускорится процесс привлечения инвестиций в эту сферу. Для этого, естественно, тоже нужна поддержка государства. А у нас сейчас получается совсем наоборот — в этом году в государственном бюджете средства на поддержку ЖКХ сократились по сравнению с предыдущими периодами. Такую ситуацию надо менять, потому что повышение цен на энергоносители и «коммуналку» могут грозить социальными последствиями.

Ирина Миронова, инженер-исследователь, Институт энергетических исследований РАН
Нет. Энергетический рынок всегда включает в себя две стороны — потребителя и производителя энергоресурсов. По­этому нельзя утверждать однозначно, что в разработке стратегии стоит ориентироваться на какую-то одну из этих групп. Ориентация на частного потребителя, то есть на простых граждан, имеет, конечно, крайне важное значение для России, так же как и для любой другой страны. В частности, в развитии газового рынка России именно газификация новых районов, развитие новой инфраструктуры в регионах, которые до сих пор имели ограниченный доступ к природному газу, являются важной стратегической задачей. При этом в условиях регулируемых цен и перекрестного субсидирования мелкий потребитель не может стать локомотивом развития сам по себе. Любые изменения будут происходить через работу компаний нефтегазового сектора, которые, кстати, несут серьезные социальные обязательства.
Ключевым в разработке энергетической стратегии должен быть системный подход, учитывающий, с одной стороны, особенности потребления и внутреннего рынка, с другой — особенности ведения бизнеса для компаний нефтегазового сектора, в том числе и внешние (то есть работу на экспорт, которая обеспечивает серьезную долю поступлений в бюджет).

Елена Плахова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций Corum Group
Не уверена. Сегодня государству важно соблюсти баланс между интересами крупного бизнеса и населения, не всегда четко понимающего пользу от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Бизнесу нужны прозрачные правила игры и гарантии (например, по оплате возобновляемой энергии по «зеленому тарифу»), людям — объяснение и вовлечение, поскольку движение в сторону ВИЭ должно быть совместным.
Нельзя просто переложить финансовую поддержку возобновляемой энергетики на население без широкой информационной кампании. Так, нужна работа с упоминанием успехов небольших городов Европы по обеспечению многих муниципальных потребностей возобновляемой энергией. Например, важно объяснять, почему сегодня в Швеции и Голландии ветряк и тепловой насос возле дома — обычная практика, а в России — по-прежнему забавная диковинка.
В свою очередь, бизнесу нужен сигнал о правилах новой энергетической политики, поскольку инвесторы не спешат вкладывать деньги в ВИЭ без четких гарантий государства в части «зеленого тарифа». Многие анонсированные проекты отменяют, переносят либо снижают установленную мощность, чтобы сократить затраты. Ситуация может измениться лишь при условии обоюдного движения государства, крупного бизнеса и населения в направлении к «чистой» энергии. 

Екатерина Боброва, главный редактор портала «Переток.ру»
Честно говоря, я не уверена. Безусловно, можно занять принципиальную позицию на одном из полюсов. Например, важнее ориентироваться на крупный бизнес, потому что именно он дает основной вклад в бюджет страны (например, доля отраслей ТЭКа в доходах федерального бюджета в 2013 году — 52%). Или наоборот, утверждать, что интересами крупного бизнеса можно пожертвовать, так как главная ценность государства — это люди и именно их потребности всегда должны быть во главе угла.
Однако в жизни есть множество оттенков, и по-настоящему разумная и эффективная политика государства должна учитывать все аспекты. Крупные игроки отрасли являются инструментом реализации энергетической политики государства. У них достаточно ресурсов, чтобы осуществлять многомиллиардные инвестиции в новые виды добычи энергии, вкладывать средства в инновации. Но все равно конечный бенефициар любой политики государства — ее граждане.
Людям нужна устойчивая отрасль, способная удовлетворить их потребности в энергоресурсах (газ, электроэнергия, тепло, газомоторное топливо) по разумной цене. Кроме того, нельзя забывать, что энергоресурсы — это существенная часть себестоимости всех товаров и услуг и в этом отношении эффективная энергетическая политика приносит пользу каждому гражданину. Энергетическая отрасль не существует сама по себе, в отрыве от людей: налоги, которые платят компании, также работают на благо граждан — они идут на социальные программы, медицинское обеспечение и т.д. Поэтому правительству приходится решать нетривиальную задачу, соблюдая баланс интересов бизнеса и граждан. 

Виталий Бушуев, директор Института энергетической стратегии
Давно пора отказаться от мысли, что мы работаем по принципу «или — или»: или на крупных потребителей, или на частный сектор. Мы работаем на тех и на других. Поэтому в одних случаях надо стимулировать развитие производства, которое позволит нам индустриально поддерживать страну, в других — надо ориентироваться на мелкий бизнес, который предоставляет услуги населению. Если вы работаете в городе — надо работать на население, если в промышленном районе — на заводы, если в малонаселенной местности — на селян.
Потребители энергетического рынка делятся следующим образом — население составляет порядка 18%, промышленный сектор — порядка 60% (кстати, сейчас он несколько упал, и его надо поддержать), транспортный сектор — 18%. Все эти интересы надо учитывать в тех пропорциях, которые обусловлены региональными и отраслевыми особенностями и перспективами развития.

Источник: Известия, 25.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики