Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюджет наполнится газом

Бюджет наполнится газом

Минфин собирается вернуть акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по «Голубому потоку». С 2015 г. компания сможет дополнительно отдавать государству около 40 млрд руб. в год

Для увеличения доходов бюджета в 2015 г. Минфин планирует ввести акциз на газ, поставляемый «Газпромом» в Турцию по газопроводу «Голубой поток», заявил министр финансов Антон Силуанов (его цитировал «Прайм»). «Он [газ по “Голубому потоку”] сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — сказал министр. Он пояснил, что речи о росте цены на газ для Турции не идет: «Это чисто фискальные меры». По его словам, акциз станет приносить в бюджет около 40 млрд руб. ежегодно. Его введут с 2015 г., он составит 26%, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Газопровод «Голубой поток» по дну Черного моря из России в Турцию мощностью 16 млрд куб. м газа заработал в начале 2003 г. На его строительство было потрачено $3,2 млрд. На конец марта 2014 г. «Газпром» поставил в Турцию по «Голубому потоку» 100 млрд куб. м газа. Подводной частью трубы на паритетных началах владеют «Газпром» и итальянская Eni. «Газпром» ежегодно поставляет в Турцию около 27 млрд куб. м газа, из них по «Голубому потоку» — 14 млрд куб. м. В прошлом году Турция покупала газ по $380 за 1000 куб. м, сообщал «Интерфакс». Таким образом, за газ из «Голубого потока» она платит около $5,3 млрд. Чтобы получилось 40 млрд руб. ($1,2 млрд), акциз должен составить $84, или 22% от цены, подсчитал портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Для «Газпрома» это сопоставимо с потерей около 2% EBITDA в год (в 2013 г. — $55 млрд), это негативно для компании, отмечает он.

С другой стороны, «Газпром» сумел сохранить налоговые льготы для «Голубого потока» почти до последнего срока их действия. По межправительственному соглашению между Россией и Турцией газ, идущий по «Голубому потоку», не облагается налогами на период окупаемости проекта, но не дольше чем до 2016 г. А Минфин еще в 2011 г. пытался ввести 30%-ную экспортную пошлину на газ, идущий по «Голубому потоку». Взамен министерство предлагало снизить для «Газпрома» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Но в результате льготы для газопровода сохранили, хотя НДПИ для «Газпрома» был повышен. Чтобы ввести пошлину, требовались изменения в межправсоглашение, но внести их не удалось, объяснял тогдашний министр финансов Алексей Кудрин.

На момент запуска «Голубого потока» в России действовали 26%-ный акциз на газ и 5%-ная экспортная пошлина. С 2004 г. акцизы убрали, а экспортная пошлина была увеличена до 30%. «По соглашению с Турцией пошлина отменяется навсегда, но сохраняется акциз. И несмотря на то что в России для газа акцизы больше не применяются, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Поэтому для турецких поставок акциз можно восстановить», — объясняет чиновник финансово-экономического блока правительства.

Возврат акциза для «Газпрома» все равно лучше, чем пошлины. С пошлиной ему пришлось бы платить больше, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Особенно с учетом планов увеличить поставки по «Голубому потоку» до 19 млрд куб. м. В конце апреля детально изучить возможность увеличения поставок по «Голубому потоку» договорились зампред правления «Газпрома» Александр Медведев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. Но тогда Йылдыз сказал, что о росте поставок можно говорить лишь при снижении цены.

Авторы: Михаил Серов, Маргарита Папченкова

Источник: Ведомости, 02.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики