|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ледяной просчет Ледяной просчетГосударственная поддержка проектов «Ямал СПГ» и «Приразломное» неэффективна и убыточна, а чистые выгоды от их реализации для общества сомнительны: к такому выводу пришли эксперты, обсуждавшие результаты исследования консалтинговой компании Sigra Group и Международного института устойчивого развития. В нем впервые предпринята попытка оценить экономическую целесообразность бюджетного субсидирования добычи нефти и газа на арктическом шельфе России. Исследование «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России. Роль субсидирования в развитии проектов „Ямал СПГ“ и „Приразломное“» стало очередным этапом независимой оценки господдержки добычи, производства и потребления ископаемого топлива в рамках международных обязательств РФ, ставших частью Энергетической стратегии РФ до 2030 года и Концепции В этот раз исследователи «спустились» до уровня конкретных проектов, чтобы проанализировать целесообразность их субсидирования с учетом выгод и издержек для общества. По сути, соответствующие оценки должны делать чиновники еще до принятия фактического решения о господдержке коммерческих проектов. «Исследование касается не столько эффективности самих проектов, сколько эффективности принятия решений»,- уточнил на презентации доклада в ИМЭМО РАН его соавтор Ларс Петтер Лунден из Sigra Group. Основываясь на открытых данных компаний, результаты модели RusTax (она разработана при поддержке Норвежского совета по исследованиям, аналитики Sigra Group использовали ее для оценки господдержки в Норвегии и США) показали (см. таблицу): «в мире без фискальной политики», где проект освобожден от налогов и субсидий, «Ямал СПГ» оказался бы экономически жизнеспособным. Если же не учитывать расходы государства на строительство сопутствующей инфраструктуры ($5,75 млрд), проект оказался бы убыточным. Проект «Приразломное» в таком сценарии оказался бы экономически целесообразным вне зависимости от того, какой год при расчетах был принят за базовый — Анализ выгод и издержек от реализации арктических нефтегазовых проектов для общества продемонстрировал, что наличие первых в чистом виде как минимум сомнительно. Доля государства в чистом денежном потоке «Ямал СПГ» составляет 24%, а чистая дисконтированная стоимость налоговых поступлений — $4,35 млрд, что не покрывает $5,75 млрд потраченных государством на строительство инфраструктуры. Запуска других проектов, которые могли бы окупить эти издержки без дополнительных вливаний из бюджета не предполагается. Чистая приведенная стоимость поступлений от «Приразломного» — $22,34 млрд, а доля государства в денежном потоке — 53% (в Норвегии — порядка 78%). На пике занятости оба проекта создали 9,5 тыс. рабочих мест, однако «значительная доля поставщиков, особенно для „ В результате аналитики делают вывод, что оба проекта после уплаты налогов были бы убыточны при действующей в РФ системе налогообложения (когда облагается не прибыль, а доход), но «исправляющие» налоговые льготы и другие меры господдержки не следуют системным критериям, а применяются к «статусным» проектам. «Статусность же определяется на основе соображений, которые не всегда ясно заявлены. Хотя правительство оставляет за собой право выбора Российские эксперты на презентации доклада 3 июля в целом поддержали выводы исследования. «Дискуссия выявила провал экономической политики и еще раз указала на низкое качество госуправления и институтов»,- заключил руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Категорически с оценками не согласился советник генерального директора Автор: Алексей Шаповалов Источник: Коммерсантъ-Online, 08.07.2014 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|