Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сырьевое проклятье и театр

Сырьевое проклятье и театр

Что делать странам, у которых нефть есть, а институтов нет? Все консервировать и строить институты — а потом возвращаться к добыче?

Есть в Бразилии город Манаус. Примерно сто лет назад он являлся центром производства каучука. Местная элита купалась в деньгах и даже пыталась построить подобие европейского города — роскошные особняки, оперный театр из завезенных из Cтарого Света материалов. В городе появился трамвай. Затем из-за конкуренции с британскими колониями, а потом и появления синтетического каучука производство в Бразилии резко пошло на спад. Бизнес рухнул. Сегодня Манаус представляет собой совершенно депрессивный город. Старые особняки пришли в негодность. Окна их забиты кирпичом, на крышах растут ветвистые деревья. К чемпионату мира лишь удалось привести некоторые здания в порядок, включая и оперный театр. Также городу достался новый красивый стадион с неясной судьбой и реконструированный аэропорт.

Манаус на первый взгляд — отличный кейс для любителей теории ресурсного проклятья. Каучук мешал развитию иной экономики. И когда цены на каучук пошли на спад, все рухнуло. Вот вам и приговор сырьевой экономике. Однако есть один вопрос. С тех пор прошло сто лет. Давно уже должны быть извлечены всевозможные уроки и создана диверсифицированная экономика. Ничего этого в реальности нет.

Да, сто лет город проедал остатки каучукового наследия. Но созданная тогда инфраструктура еще как-то существует и позволяет даже принимать туристов, прибывающих для путешествий в джунгли Амазонки. Разрушенные особняки на фоне бетонных коробок оставляют мрачное впечатление. Но современную экономику в таких местах не построишь, хоть трижды обзаводись хорошими институтами.

А теперь вернемся к нашим реалиям. США обогнали Россию и Саудовскую Аравию по суточному объему производства нефти. А ведь уже не один год нам рассказывают истории про то, как это стыдно и несовременно — добывать углеводороды. А вот в США так не считают. Мы же продолжаем исходить из постулата о том, что чем меньше производит нефтегазовый комплекс, тем лучше. Возьмите хотя бы последние дискуссии про переход на новый стимулирующий принцип налогообложения нефтяников. Минфин предлагает либо режим точечных льгот, который заведомо порочен, либо эксперимент длиною в 15-20 лет. Но лучше особо не утруждать размышлениями, а просто повысить налоговую нагрузку на отрасль через так называемый налоговый маневр, да и делов.

Да, мы слышали про то, что добывать углеводороды дозволено лишь странам с хорошими политическими институтами. Но как же эти институты появились в сырьевых странах? Те же США являются пионерами нефтяного бизнеса, а первая нефтяная скважина была пробурена там за несколько лет до начала гражданской войны. И что делать странам, у которых нефть есть, а институтов нет? Все консервировать и строить институты — а потом возвращаться к добыче? В Бразилии вот хороших институтов до сих пор не построили. Но если бы на Амазонке не добывали каучук и ждали хороших институтов, там бы сегодня не было даже оперного театра. Да и самого Манауса, скорее всего, вообще бы не было.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 15.07.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики