Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство поручает геологоразведку добывающим компаниям. Федеральные деньги направят в пять зон

Правительство поручает геологоразведку добывающим компаниям. Федеральные деньги направят в пять зон

Минприроды решило географически перегруппировать государственное финансирование разведки нефти и газа. Если раньше деньги на эти цели распределялись примерно пропорционально по основным нефтегазоносным регионам страны, включая широко разведанные области, то с 2014 года госфинансирование поделят между участками недр пяти основных перспективных нефтегазоносных зон в Западной и Восточной Сибири, а также в Прикаспийском регионе.

В этом году на поиск углеводородов из бюджета в этих зонах выделят 16,4 млрд руб. На изучение других регионов государственные средства будут существенно сокращены, такие работы отдадут на откуп самим недропользователям.

Для разведки нефти и газа за счет бюджета в стране выделено пять перспективных зон, три из которых расположены в Западной Сибири (Карабашская, Юганско-Колтогорская и Гыданско-Хатангская зоны) и по одной — в Восточной Сибири (Аргишско-Чунская) и в Прикаспийской провинции (Озинско-Алтатинская). В ближайшие семь лет на поиск углеводородов в указанных зонах, по данным Минприроды, планируется направить 65,23 млрд руб. За это время на 618 тыс. кв. км хотят пробурить 1071 новую скважину.

«По нашим оценкам, мы можем прирастить в этих зонах порядка 2 млрд тонн условного топлива категорий С1 и С2 в течение последующих 15 лет», — цитируют главу Минприроды Сергея Донского «Известия». Донской добавил, что в случае нахождения крупных и средних месторождений нефти и газа в указанных точках государство примет решение о строительстве в указанных регионах инфраструктуры для транспортировки этой нефти.

По словам Донского, пять ключевых зон были определены после целевой выборки из 24 зон по всей стране по перспективности нахождения крупных и средних месторождений нефти и газа. И этот выбор уже оправдался, считает собеседник: в 2014 году в пределах Карабашской зоны открыто нефтегазовое месторождение Оурьинское, расположенное на стыке Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области c запасами углеводородов 32 млн т условного топлива. В Юганско-Колтогорской провинции нашли Западно-Колтогорское месторождение, содержащее около 15 млн т углеводородов. По его прогнозам, неизбежны и новые крупные открытия.

Что же касается традиционных регионов с уже построенной инфраструктурой для добычи и транспортировки нефти, таких как Северный Кавказ, Поволжье, ХМАО и т. д., глава Минприроды считает, что в разведку и разработку месторождений в этих регионах должны вкладываться сами компании-недропользователи. Для этого их финансовые вливания должно стимулировать государство путем введения вычетов на геологоразведку из налога на добычу полезных ископаемых.

Такая инициатива нашла поддержку у вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича, но против высказался глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, общие вложения в российскую геологоразведку составляют 305 млрд руб. в год., а если затраты на геологоразведку вычитать из НДПИ, бюджет потеряет 65 млрд руб. в дополнение к тем 35 млрд руб., которые тратятся на эти цели из госказны сегодня.

«Затраты на геологоразведку полезных ископаемых сейчас учитываются при расчете налога на прибыль, а также в виде льгот по НДПИ при разработке месторождений в новых и труднодоступных регионах и при разработке трудноизвлекаемых ресурсов», — заявил он.

Однако сейчас недропользователям невыгодно вкладывать в ГРР, поэтому темпы разведки, которые с советских времен и так значительно упали, вновь могут показать негативную тенденцию.

«Есть две простые схемы: либо государство берет на себя необходимость финансирования геологоразведки (доказывает запасы и продает), либо создает условия для того, чтобы этим могли заниматься частники. В России декларируется первая схема, но она не работает: посмотрите бюджет, там расходы смешные на геологоразведку. В таких условиях мелкие и средние компании должны получать возможность допуска к участкам, проводить там разведку и иметь возможность эти участки продавать. Но у нас отсутствует правовая база для этого. Это одна из сторон. Можно то же самое сказать про сквозные лицензии. В результате в России больше нечего продавать, государство прошлось по крупняку в 2012 году и не оставило ничего в загашнике.

Необходимо менять режим и отдавать отрасль частному бизнесу. Гарантировать ему возврат инвестиций, снизить риски, прописать сквозную лицензию, создать правовую базу. Тогда у компаний появится возможность более активно получать лицензии», — прокомментировал Накануне. RU ситуацию в геологоразведке директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Иточник: Накануне.RU, 15.07.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики