Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» хочет поделиться с «Газпромом» налоговым ужесточением

«Роснефть» хочет поделиться с «Газпромом» налоговым ужесточением

На минувшей неделе председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков заявил об отсутствии существенных диспропорций в налогообложении газовой и нефтяной отраслей в РФ. Это стало ответом на заявления главы «Роснефти» Игоря Сечина о неравных условиях налогообложения при добыче разных видов энергоресурсов и большом объеме льгот для газовиков.

Заочная полемика между «Роснефтью» и «Газпромом» относительно налоговой нагрузки в нефтяном и газовом секторах говорит о желании нефтяников разделить с газовиками возможное повышение налогов, предположили опрошенные РИА Новости аналитики. По их мнению, для ответа на вопрос, кто платит больше, требуется провести комплексное и полномасштабное изучение налогообложения двух секторов, а не оперировать голыми цифрами.

На минувшей неделе председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков заявил об отсутствии существенных диспропорций в налогообложении газовой и нефтяной отраслей в России. Это стало первым ответом газового холдинга на заявления главы «Роснефти» Игоря Сечина о неравных условиях налогообложения при добыче разных видов энергоресурсов и большом объеме льгот для газовиков.

«На нефтяную отрасль ложится особая роль наполнения бюджета, это никто не скрывает. В этом плане Сечин прекрасно понимает, что сейчас, когда деньги в бюджете заканчиваются, есть у правительства желание увеличить налоговую нагрузку с нефтяников. Идея, что „Газпром“ мало платит налогов, — фактически хитрый перевод стрелок на соседей», — полагает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Необходимо отметить, что сейчас в целом налоговое регулирование в нефтегазовой сфере осуществляется властями достаточно деликатно, ищется компромисс между стремлением пополнить бюджет и необходимостью сохранить набранный темп развития этих отраслей. В большинстве случаев это удается, хотя иногда либо властям, либо самим компаниям приходится идти на определенные уступки», — отметил в свою очередь ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Кто больше платит?

Громкое заявление Сечина о разнице в налоговой нагрузке в нефтяном и газовом секторах прозвучало в мае в ходе его встречи с главами крупнейших мировых энергокомпаний на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Тогда глава «Роснефти» обратил внимание на использование льгот и всевозможных изъятий, которые в газовой отрасли, по его словам, превосходят 200 миллиардов рублей в год.

Позже, 4 июня, этот вопрос Сечин упомянул в ходе заседания президентской комиссии по вопросам развития ТЭК, предложив «обеспечить универсализацию налогообложения нефтяной и газовой отраслей».

Согласно годовому отчету «Роснефти», по итогам 2013 года сумма уплаченных ею налогов составила 2,7 триллиона рублей. В пресс-релизе «Газпрома» по итогам состоявшегося на прошлой неделе заседания совета директоров говорится, что объем налоговых платежей холдинга в бюджеты всех уровней в прошлом году превысил 1,82 триллиона рублей, а с 2009 года объем таких платежей вырос почти на 64%. Суммарно «Газпром» и «Роснефть» обеспечивают 35% доходов федерального бюджета.

Сравнить налогообложение двух отраслей, как отмечают аналитики, довольно трудно. Старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов предлагает посчитать выплаченные налоги как долю в выручке компаний. «Если смотреть по доле выручки, которую изымает государство в виде налогов, то, безусловно, здесь нефтянка идет впереди планеты всей, давая государству по сути порядка 70% своей выручки от продажи нефти. В то же время „Газпром“ отдает существенно меньше — порядка 35%. Поэтому опасения и недовольства господина Сечина мне вполне понятны», — сказал Корнилов, добавив, что налоговая нагрузка российского нефтяного сектора — одна из самых высоких в мире.

В то же время, по мнению Симонова, начинать мериться выплаченными налогами — не совсем правильно. «Не надо „Газпром“ равнять с „Роснефтью“, нужно посмотреть в целом нагрузку на нефтяную и газовую отрасли. Когда начнем смотреть, выясняется очень много деталей, которые делают не совсем корректным вывод о том, что налоговая нагрузка на газовую отрасль низкая», — указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

Он предложил в первую очередь обратить внимание на тот факт, что, в отличие от стабильно жесткого режима для нефтяников, налоговый режим для газовой отрасли ухудшался в последние годы гораздо быстрее, чем для нефтяной. Так, по данным «Газпрома», с 2010 года ставка НДПИ на газ для компании выросла почти в 5 раз — до 700 рублей за тысячу кубометров в первом полугодии 2014 года (для независимых производителей — в 3,2 раза, до 471 рубля).

Изменения для нефтяной отрасли в виде обсуждаемого сейчас налогового маневра, по словам Симонова, пока являются вопросом будущего, и окончательный вариант еще неизвестен. Министр финансов Антон Силуанов в начале июля заявлял, что единственной компанией, с которой осталось согласовать налоговый маневр, является «Роснефть».

Учесть надо многое

Большая часть налогов, выплачиваемых «Газпромом» и «Роснефтью», приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные пошлины.

При этом, согласно данным ЦДУ ТЭК, на экспорт идет приблизительно 50% добываемой в стране нефти, в то время как газа экспортируется приблизительно 30%. Так, в первом полугодии добыча «голубого топлива» в РФ в январе—июне составила 332,036 миллиарда кубометров, экспорт — 104,894 миллиарда кубометров. За тот же период в стране было добыто 260,922 миллиона тонн нефти и газового конденсата, экспорт нефти составил 112,094 миллиона тонн.

«Получается, что, если вы увеличиваете налоги на газ, а 70% газа потребляется внутри страны, вы предлагаете увеличивать тариф на газ», — отмечает Симонов. Эту связь приходится учитывать правительству и в нефтяной отрасли — на фоне сокращения маржи нефтепереработки разрабатываемый налоговый маневр предусматривает снижение акцизов на бензин, чтобы избежать его подорожания внутри страны.

Еще один аспект, который существенно различает флагманов российской нефтяной и газовой отрасли, — транспортировка. «Роснефть» поставляет нефть по трубопроводам, принадлежащим «Транснефти», и оплачивает ее услуги, а основные затраты «Газпрома» на этом направлении составляют расходы на строительство газотранспортной инфраструктуры.

По словам Корнилова, поднятый вопрос о налоговой нагрузке далеко не нов и обсуждается уже давно. «Всплывают время от времени взаимные обвинения на тему, кто больше кого платит и почему. Но по сути воз и ныне там, и я не думаю, что в ближайшее время мы увидим какие-то радикальные изменения в налогообложении газовиков», — сказал аналитик.

«У нас, к сожалению, налоговый режим в основном меняется в лоббистских ударах без серьезного аналитического изучения», — отметил в свою очередь глава Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, такое изучение надо обязательно провести прежде, чем менять налогообложение в отрасли.

Еж соседу?

В то же время не стоит забывать о том, что наряду с заявлениями относительно разницы в налоговых режимах в двух отраслях российского ТЭКа, «Роснефть» также сообщает о своем намерении к 2020 году вдвое — до 100 миллиардов кубометров — нарастить добычу газа.

«Здесь, видимо, настолько велико желание подбросить ежа соседу, что Сечин забывает, что он сам себе портит жизнь через пять лет», — отметил Симонов.

«Роснефть» платит с газа НДПИ как независимый производитель, то есть по меньшей ставке, чем «Газпром». Вместе с тем она продает газ только на внутреннем рынке, тогда как «Газпром» поставляет его и на экспорт по более высоким ценам. Ситуация изменится после запуска завода СПГ, права на самостоятельный экспорт с которого «Роснефть» уже добилась. Кроме того, Сечин обратился к главе государства с просьбой рассмотреть возможность экспорта независимыми производителями трубопроводного газа с новых восточных месторождений.

«Задача у „Роснефти“, как и у „Газпрома“, — глобальная экспансия. А для этого нужны ресурсы. Чем меньше ресурсов остается у компании, тем компания медленнее движется к этой цели», — отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Источник: РИА Новости, 15.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики