Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые войны в Прибалтике: выигрывают национальные перекупщики

Газовые войны в Прибалтике: выигрывают национальные перекупщики

Если послушать, что говорят о ситуации в газовой сфере власти балтийских стран, возникает примерно следующая картина. «Газпром» служит экономической дубинкой Москвы и регулярно задирает цены для маленьких, но гордых стран в качестве расплаты за их независимость. Торгуясь с «Газпромом» и ища правды в европейских судах, маленькие, но гордые страны параллельно строят (или собираются строить) терминалы сжиженного природного газа, а также рассчитывают получать сланцевый газ из США, и все это позволит снизить зависимость от «Газпрома» и снизить цены.

В реальности же ситуация совершенно иная. Действительно, никаких скидок Прибалтике «Газпром» не предлагает — не с чего. Но цена определяется не произвольно, а по конкретной формуле, и власти каждой из трех стран в свое время под этим подписались. В обозримом будущем любой «альтернативный» газ, хоть СПГ, хоть сланцевый, будет для прибалтов дороже российского. Тем не менее власти идут на огромные инвестиции, за которые платят граждане.

Чиновники жалуются на высокие цены «Газпрома», но местные перекупщики продают газ своим соотечественникам в 1,5–2,5 раза дороже, чем покупают его у «Газпрома». И в целом в прибыли от газовых войн с Россией остаются только эти перекупщики. Альтернативные терминалы строятся за счет государства, а потребителя обязывают закупать альтернативный газ, даже если его цена будет выше. Все это заставляет экспертов подозревать, что единственная причина «газовых войн», кроме антироссийского политического настроения — это стремление балтийских властей улучшить жизнь своих перекупщиков.

Цена «Газпрома»

Все страны Прибалтики получают газ от «Газпрома». И в Эстонии, в Латвии, и в Литве распределением газа внутри страны занимаются местные компании, в каждой из которых (кроме Литвы) у российского концерна есть доля. В Латвии распределение газа занимается Latvijasgaze, в которой 47% принадлежит компании E.ON, 34% «Газпрому», 16% латвийскому филиалу «Итеры». В Eestigaas «Газпрому» принадлежит 37%, E.ON 33%, FortumHeatandGas17%, латвийской «Итере» 10%. Все три прибалтийские страны регулярно жалуются на слишком высокие цены «Газпрома». Сравнивают обычно с Германией — от России она дальше, а цена для немцев примерно заметно ниже. В Прибалтике считают, что дело в политике: Москва-де старается дружить с Берлином и считает балтийские страны врагами. Конкретная цена на газ не раскрывается. Тем не менее на основании документов местных компаний аналитики довольно точно знают цену для каждой из стран Прибалтики. В 2013 году цена, по этим данным, составляла в диапазоне от $400 до $450 за 1000 кубометров, в то время как в Германии она составляет менее $400. В Москве обвинения в политизации цены опровергают.

Во-первых, Прибалтика потребляет куда меньше газа, чем крупные европейские страны. Во-вторых, в той же Германии рынок конкурентный, и у «Газпрома» есть стимул снижать цену, а в случае с балтийскими странами такого стимула нет. Политикой занимаются как раз прибалты, а вслед за ними это периодически делает и Еврокомиссия, добавляют российские эксперты. Вместо рыночной ситуации (чье предложение выгоднее, у того и покупают) налицо искусственное ограничение входа «Газпрома» на европейские рынки, искусственное ограничение цены на газ, а в случае с прибалтийскими странами также политизированная диверсификация закупок: вопреки тому, что альтернативное топливо дороже, его планируют закупать просто ради снижения доли «Газпрома». К тому же, как показывают публикуемые балтийскими компаниями тарифные данные, перекупщики зарабатывают на газе ненамного меньше «Газпрома».

По данным прошлой осени, частные потребители в Латвии платили $1100 за тысячу кубометров (при потреблении до 500 кубометров), юридические лица — $700 за тысячу кубометров (при потреблении до 25 тыс. кубометров — если потребление больше, предусматривается скидка). Таким образом цена для потребителя вырастает на 65% (юридические лица) или 150% (частные потребители). Стандартная для Европы наценка на газ со стороны местных компаний — 20–30%, говорит финансовый аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Отчасти это компенсация реальных расходов, отчасти — источник получения прибыли. Наценка в Прибалтике, таким образом, несколько выше обычной. В последнее время цена на газ для европейских закупщиков снижается, а цена для потребителей, и частных лиц и промышленных предприятий — растет, отмечает заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Это происходит по двум причинам: за счет роста налогов и за счет роста маржи местных посредников. В Прибалтике рост происходит по обеим причинам сразу.

Таким образом борьба с «Газпромом» не приносит никакой прямой выгоды европейским гражданам: она приносит выгоду в основном местным перекупщикам, а также — отчасти — бюджету. Отметим, что все балтийские газовые компании работают с прибылью, но прибыль эта невелика. Чистая прибыль Latvijasgaze в прошлом году составила 32 млн евро, Eestigaas 13 млн евро, Lietuvos dujos — около 15 млн евро.

Литовский вопрос

Балтийские страны считают цены «Газпрома» завышенными и пытаются оспорить их в политических и судебных инстанциях. Расследование ведется Еврокомиссией, ЕС подозревает «Газпром» в ограничении свободных поставок в страны Евросоюза путем раздела рынков газа, препятствовании диверсификации поставок и установлении несправедливых цен. Идут разбирательства в стокгольмском арбитраже: с иском обратилось правительство Литвы, в Вильнюсе считают, что из-за «завышенной» цены «Газпрома» они потерли 1,5 млрд евро.

Вообще Литва играет особую роль в европейском «газовом вопросе». Она занимается той самой политизацией, в которой сама же обвиняет «Газпром». Именно по инициативе Литвы третий энергопакет ЕС принят в максимально жестком виде. Но за свою политическую победу страна расплатится экономически. «Газпром» уже начал снижать цену на газ для Литвы (снижение составило около 10%). Но параллельно компания вышла из местного газотранспортного и газораспределительного бизнеса, продав свои доли по выгодной цене (130 млн евро). Разделение собственника газотранспортной системы и поставщика газа предусматривается тем же третьим энергопакетом ЕС. В итоге «Газпром» остался в плюсе: цены снижены, но местные активы проданы выгодно. Рано или поздно их все равно пришлось бы продать, но из-за того, что Литва политизировала вопрос и ускоряла этот процесс, она была вынуждена заплатить за них высокую цену. Непосредственно перед тем, как продал свои акции «Газпром», из литовского бизнеса вышел E.ON, и Литве пришлось заплатить российскому концерну сопоставимую цену. Десять лет назад, приватизируя эти объекты, Литва заработала в 6 раз меньше, чем потратила сейчас.

Цена независимости

Уже несколько лет балтийские страны говорят о диверсификации закупок газа. Предполагается, что это заставит российский концерн снизить цены. В Латвии и Эстонии конкретики пока немного. Предполагается строить терминалы сжиженного газа (возможно, один для всей Прибалтики). Со строительством терминала нужно закончить к концу 2015 года, говорит министра экономики и коммуникаций Эстонии Урве Пало: именно в этот момент заканчивается срок действия нынешнего контракта с «Газпромом», «и если у нас к тому времени будут возможность с уверенностью сказать, что в Эстонии будет построен терминал, это может стать хорошим аргументом при обсуждении цены».

Реальность не столь безоблачна. Прибалты рассчитывали получить средства на строительство этого терминала в ЕС, а ЕС в этом финансировании отказал. Эстонцы возложили вину на финнов, которые-де не сумели вовремя предоставить в ЕС необходимые документы. До конца 2015 года осталось уже менее полутора лет. Другие проекты, реализация которых должна привести к снижению цены на газ, пока тоже находятся в зачаточной стадии. Это касается и строительства новой электростанции, и «смычки» энергосистемы Литвы с Польшей и Швецией.

Что касается эстонского проекта, то он не реализован в силу своей экономической бессмысленности, говорит Алексей Гривач. Цена с учетом необходимых вложений будет заметно выше цены «Газпрома». И финны и эстонцы ведут себя более рационально, чем литовцы, и от реализации невыгодного проекта-де-факто отказались.

С другой стороны, уже этой осенью должен заработать терминал СПГ в Клайпеде стоимостью 700 млн евро. Это вызывает большой оптимизм у Литвы. Открытие альтернативного пути получения газа должен стать дополнительным аргументом при обсуждении цены.

Но в ближайшее время терминал обеспечит не более 25% потребностей Литвы, к тому же цена этого «нового» газа будет выше. Если покупать газ не у России, то другой самый близкий продавец — арабские страны, напоминает Анна Кокорева: это — дополнительные расходы на транспортировку. В ближайшее время цена будет выше даже той цены, что Литва платила «Газпрому» до получения скидки. Обычно диверсификация приводит к удешевлению, но в данном случае Вильнюс готов доплачивать за снижение зависимости от Москвы.

Клайпедский проект финансируется за счет налогоплательщиков, но до сих пор неясно, у кого Литва собирается покупать газ, добавляет Алексей Гривач. Окончательно не решен даже вопрос о тестовых закупках. Но и тестовые объемы достанутся Литве по $430 за тысячу кубометров, то есть дороже, чем у «Газпрома». В итоге Литва повторит опыт Польши, которая тоже затеяла СПГ-проект, а потом выяснила, что покупать у «Газпрома» выгоднее, добавляет эксперт.

Цена сланцев

Также рассматривается возможность закупки сланцевого газа в США. Исходная цена на него в настоящее время действительно ниже, чем у «Газпрома». Однако есть как минимум три негативных обстоятельства. Во-первых, цены на сланцевый газ быстро растут. Во-вторых, в Прибалтике нет никакой инфраструктуры для его получения и распределения, а это требует инвестиций и времени. В-третьих, с учетом транспортировки даже нынешняя цена будет уже не столь привлекательной.

Есть и другие проблемы, говорит Анна Кокорева. В ближайшие 10 лет ни о каком экспорте сланцевого газа из США не может быть и речи, американцы потребляют больше, чем производят, и сами экспортируют топливо.

Впрочем, учитывая «особые отношения» Прибалтики и США, нельзя исключать, что даже более высокая цена на сланцевый газ не помешает балтийским странам через 10 лет начать его закупки. Рост цен для потребителей в этом случае можно традиционно объяснить кознями «Газпрома» и необходимостью выйти из-под его влияния с помощью добрых западных партнеров.

Сланцевый газ есть и ближе Америки: он есть и в самой Прибалтике, и в Польше, и на Украине. Но от активной разработки на собственной территории отказались по соображениям экологии. Зато Украину в этом плане Европе не жалко. По мнению аналитиков, одной из причин «донбасской войны» являются значительные запасы сланцевого газа в этом регионе.

Речь может идти о больших объемах, но все это пока в теории, говорит содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Если эти запасы начнут разрабатывать, тогда «Газпрому» придется снижать цены. Но до всего этого очень далеко, а ни одного уже начавшегося сланцевого проекта в Европе нет.

Значимость сланцевых проектов переоценена, добавляет Анна Кокорева. Помимо экологических проблем и необходимости огромных вложений, невелики объемы этого топлива: даже разведанные в Польше запасы могут обеспечивать страну не более двух-трех десятилетий. Есть и множество второстепенных обстоятельств, как-то необходимость использовать в огромных объемах пресную воду, с которой в Европе не все просто. Так что европейские сланцевые разговоры едва ли когда-нибудь станут реальностью. Если, конечно, не считать Украину, которую Европе не жалко.

Прогнозы

Ситуация в газовой сфере в Прибалтике в огромной степени осложняется политизацией этого вопроса со стороны местных властей. Возлагая все расходы на потребителя, они затевают экономически бессмысленные проекты, единственной целью которых является снижение доли «Газпрома». Эти сверхрасходы позволяют снизить закупочную цену у «Газпрома», но потребителей это не касается. Своими налогами они позволяют государства строить бессмысленные «альтернативные мощности», а параллельно с этим государство повышает для них цену на газ.

В прибыли в итоге остаются сами власти, которые могут рассуждать о сопротивлении российскому монополисту. Но больше всего прибыли получают те, кто реализует эти «альтернативные» проекты. Тут и прямое государственное финансирование, и обязанность потребителя выкупать это «альтернативное» топливо вне зависимости от цены, то есть — гарантированный сбыт. В убытке только граждане и промышленные предприятия, которые непонятно зачем будут переплачивать за диверсификацию, единственный смысл которой вообще-то состоит в получении выгоды.

«Газпром» будет снижать цены только в тот момент, когда не сделать этого будет уже нельзя, говорит Григорий Бирг. До этого цены будут держать максимально высокими, никаких причин идти по другому пути у концерна нет.

Если балтийские страны будут руководствоваться экономической выгодой, то в обозримом будущем конкурентов у «Газпрома» не будет, добавляет Алексей Гривач. СПГ все равно будет дороже. Впрочем, это не значит, что балтийские страны не будут его покупать. Но у потребителей рано или поздно должен возникнуть вопрос: что это за диверсификация такая, если следствием сокращения доли «Газпрома» в объеме местного потребления газа является рост цены. И не следует ли поучиться у своих соседей-финнов тому, как получать у России газ по приемлемой цене и решать все вопросы в рабочем порядке.

Источник: ИА REGNUM, 16.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики