|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможноЮшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры «Прикладная политология» Финансового университета: Пока что речь идет только о разработке плана, чтобы понять, как можно провести и возможно ли импортозамещение в области нефтесервиса. Президент фактически дал распоряжение разработать программу, как нарастить объем российских сервисных услуг. План этот будет готов к ноябрю и будет носить, скорее всего, декларативный характер, как многие государственные программы. Например, Энергетическая стратегия, которая постоянно обновляется, носит совершенно декларативный характер – участники отрасли не воспринимают ее как план к действию. Механизмы, которые могли бы их заставить ее выполнять, фактически отсутствуют. У компаний есть свои планы и стратегии развития, а также инвестиционные программы, но все это не имеет никакого отношения к государственной энергостратегии. Заявка на создание такого документа и потенциальный выход России на замещение импорта в ТЭК играют роль сигнала для внешнего мира. Дело в том, что основные санкции, которыми грозят нашему государству, связаны как раз с ограничением взаимодействия в энергетической сфере, точнее в вопросах доступа к технологиям. Речь не идет об обязательном прекращении импорта углеводородов из России. Но с применением санкций страну хотят лишить возможности развиваться как энергетическая сверхдержава и крупный экспортер. Таким образом мы пытаемся сказать, что не боимся угроз Запада и США, так как у нас будут собственные технологии. Другой вопрос, насколько вообще реально достичь в этом плане полной независимости и самостоятельности. Долгие годы у нас была как раз обратная тенденция. К нам пришли мировые лидеры нефте- и газосервиса и успешно заняли эту нишу. Фактически в России не осталось отечественных компаний, которые могли бы претендовать на место в этой нише. В России сложилась негласная договоренность с иностранными инвесторами: российская сторона предоставляет сами ресурсы, точнее лицензии на месторождения, а иностранцы – технологии и финансы. Во всех сложных проектах реализована именно эта схема, например в том же проекте СПГ-завода на Сахалине, который был построен фактически иностранцами. И все заявленные проекта такого плана реализуются с помощью иностранных компаний. То же самое будет и с разработкой арктического шельфа, когда Роснефть будет привлекать партнеров-иностранцев, так как у нас такого рода технологий нет. Хотя по шельфу Арктики их пока ни у кого нет. Тот же самый принцип работы распространяется на трудно извлекаемые запасы, например Баженовской свиты. Иностранные технологии присутствуют и там, и нам всегда, кстати, говорили, что вот так работает весь мир. Но если перенимать эти технологии, то это не так уж и критично. Ведь тот же норвежский Statoil тоже не имел какое-то время собственных технологий, но постепенно все-таки приобрел необходимые компетенции – их государство ставило условие: в обмен на работу на норвежских месторождениях предоставить всю информацию по данным технологиям. У нас в стране ничего подобного не происходило. Импортозамещением технологий в нефтегазовой сфере похвастаться мы пока не сможем. Для этого требуется, как видим, не один год и тем более не шесть месяцев. У нас есть задел в научно-технической базе еще с советских времен. Есть даже отдельные компании, которые ведут собственные разработки и уникальные технологии. Однако от зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно. Потребуются годы и годы, если, конечно, будет систематизированная государственная стратегия, который компании будут пользоваться. Пока что план выглядит как информационная компания, мол, мы сейчас от всех откажемся, и санкции нам будут не страшны. Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.07.2014 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|