Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ситуации с «Южным потоком» Европу отрезвит зима, а не угроза судебного иска

В ситуации с «Южным потоком» Европу отрезвит зима, а не угроза судебного иска

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Вряд ли можно будет говорить о том, что России удастся получить какие-то финансовые компенсации от Евросоюза, если проект «Южный поток» все же не состоится.

ЕС настаивает на применении жестких правил регулирования Третьего энергопакета в отношении «Южного потока». Болгария в очередной раз остановила реализацию данного проекта. При этом правила и законы ЕС оставляют лазейки, это не мы придумали, это сами европейцы предусмотрели. Эти лазейки заключаются в том, что межправсоглашения гарантируют возвратность инвестиций. Уровень правительств позволяет давать такого рода проектам определенные исключения из Третьего энергопакета. Вы подписываете межправсоглашение о возрасте инвестиций и правительство в качестве меры защиты ваших инвестиций гарантирует, например, возможность полного использования этой трубы. Там же хитрость в том, что по правилам Третьего энергопакета половина трубы должна быть зарезервирована другими поставщиками. Возврат инвестиций со стороны Болгарии заключался в том, что она гарантировала, что СП Газпрома с Болгарией сможет вернуть инвестиции за счет полного использования трубы, по крайней мере, по территории Болгарии, где это СП работает. Это не нарушает европейские законы. Да, это позволяет вывести этот участок из-под действия Третьего энергопакета, но это не нарушение его норм. Тут можно, конечно, сейчас подать в суд и попытаться оспорить решение ЕС. Но Европа же формально не запрещала строить «Южный поток» по территории Болгарии. Формально это было решение болгарского правительства. Поэтому судиться формально надо будет не с Брюсселем, а с Болгарией, но с учетом того, что там новое правительство, тоже непонятно, с кем эти судебные процедуры осуществлять.

Я считаю, что отрезвляющий характер для Европы будут носить ситуация с Украиной и приближающаяся зима. Одно дело судебные разбирательства и судебные споры, а другое дело, когда Украина реализует закон, принятый уже в двух чтениях, о санкциях в отношении России и перекроет транзит российского газа через свою территорию, это при том, что 100% газа в Болгарию идет через территорию Украины, Болгария останется вообще без газа. И вот это будет носить гораздо более отрезвляющий характер, чем мы будем прикидывать, в какие суды пойдем и какие компенсации можем получить.

В реальности доказать в суде, что Болгария незаконно остановила проект и получить с нее компенсации с учетом того, что правительства там меняются слишком быстро, я думаю, слишком сложная и длинная история.

Окончательно о судьбе «Южного потока» можно будет говорить только по завершении этой зимы. Мой прогноз: зима окажет отрезвляющее влияние на европейцев. А если этого не произойдет, то плетью обуха не перешибешь, если люди не понимают, что проект нужен им самим, то угроза судов точно не поможет. Если рассматривать суд как возможность влияния на Европу, я думаю, влияние будет минимальным.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 19.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики