Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Появление в Литве дорогого норвежского газа позволит «Газпрому» поднять цены

Появление в Литве дорогого норвежского газа позволит «Газпрому» поднять цены

В конце августа литовская государственная компания «Litgas» подписала соглашение с норвежской компанией «Statoil» о поставках в Литву 540 млн. кубометров газа в год. Это – минимум, необходимый для работы терминала. Глава Литвы Даля Грибаускайте заявила, что отныне «Газпром» не сможет диктовать стране политические цены. Есть ли действительно у Литвы повод для радости, портал RuBaltic.Ru узнал у заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея ГРИВАЧА:

- Господин Гривач, как бы Вы могли прокомментировать соглашение между «Litgas» и норвежской «Statoil»?

Литва поставила себе цель любой ценой создать видимость альтернативных поставок газа. Это - чисто политический проект, который, в общем-то, дорого обойдётся литовским потребителям. Руководство компании «Litgas» уже заявляло, что цена газа сейчас составляет около 360 долларов. А зимой она поднимется приблизительно до 500 долларов. То есть цена зимой вырастет почти в полтора раза, и практически никакой выгоды. Плюс добавьте операционные расходы на деятельность терминала, необходимость возвращать арендную плату (порядка 80 млн. долларов в год). Это – очень дорогая история для простого потребителя.

В то же время «Газпром» сейчас продаёт Литве газ по цене 370 - 380 долларов за 1 тыс. куб. м. То, что решение - политическое, было понятно с самого начала.

Конечно, литовские власти будут говорить, что такова цена снижения энергетической зависимости от «Газпрома».

- Как это скажется на позициях «Газпрома» в стране? Могут ли повыситься вновь цены?

- «Газпром» на данный момент является 100-процентным поставщиком. Он мог бы с лёгкостью выиграть экономическую конкуренцию, но тут поставлена политическая задача. Поэтому неудивительно, что объёмы поставок этого российского монополиста снизятся.

Однако появление более дорогого источника газа означает, что «Газпром» сможет поднять цены на газ. Со временем.

- Разве между Литвой и «Газпромом» не заключён долгосрочный контракт?

- Цена индексируется коммерцией, но при этом берётся в расчет цена на газ из других источников. Если она выше, то с какой стати «Газпром» должен поставлять свою продукцию дешевле?

Кроме того, были методологические споры о том, как развивать газовое хозяйство Литвы. На протяжении 10 лет «Газпром» в Литве был крупным инвестором. Однако всё закончилось тем, что Литва принудительно приняла самую жёсткую имплементацию Третьего энергетического пакета.

- А она могла отказаться от этого? Ведь Литва - член ЕС…

- Как страна, не имеющая альтернативных источников поставок, Литва могла позволить себе более мягкие формы и некую отсрочку. А закончилась вся эта история тем, что Литве пришлось выкупить долю компании «E.ON» и «Газпрома» за 250 млн. евро. Это также расходы, которые впоследствии будут переложены на плечи литовских потребителей.

Ведь нельзя сказать, что Литва такое уж богатое государство, которое может проводить приватизацию и платить четверть миллиарда евро за актив, который работал нормально, приносил всем прибыль.

Думаю, что не было никакой необходимости выстраивать такую историю. Это всё издержки вышеупомянутой политической установки руководства Литвы.

- Как Вы считаете, кто, помимо норвежской компании, может стать альтернативой «Газпрому»?

На данный момент ситуация на этом рынке очень сложная. Европа теряет даже законтрактованные на долгосрочной основе ресурсы газа, поскольку сами европейские трейдеры предпочитают перепродавать эти обмены в Азию – там цены гораздо выше, и они получают большую выгоду.

Соответственно, чтобы купить дополнительные объёмы газа, Литве придётся конкурировать с покупателями газа других стран Европы и Азии.

Автор: Александра Рыбакова

Источник: RuBaltic.RU, 02.09.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики