Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий получает все

Третий получает все

Когда двое дерутся, выигрывает третий. Эта китайская поговорка - самое точное описание промежуточного итога санкционной войны, в которую западные партнеры втянули Россию. Третий в нашем случае – это Китай.  Поднебесная не просто выигрывает, она «срывает банк», «снимает сливки», получая добычу нефти на самом свежем из крупных действующих месторождений России - Ванкоре.

 

Если так пойдет, то и открытие больших газовых ресурсов тоже не за горами. Тем более что глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о готовности подписать второй контракт на поставку газа в Китай, на этот раз из Западной Сибири уже в ноябре. И это уже на самом деле подготовка к перенаправлению объемов, которые сейчас экспортируются в Европу на бездонный китайский рынок. Тех объемов, от которых ЕС грезит отказаться в долгосрочной перспективе, но сейчас и в обозримом будущем обеспечивающих европейскую энергетическую безопасность.

 

По иронии судьбы, благодаря противостоянию Запада с Россией, Китай получает то, что так и не смогли получить давние европейские и американские партнеры. В то время как для ExxonMobil, Statoil и Eni у «Роснефти» нашлись лишь перспективные, но требующие колоссальных финансовых, технологических и управленческих усилий месторождения в Арктике, на шельфе Магадана и ресурсы трудноизвлекаемой нефти, китайская CNPC (по-видимому, будет это она) получит долю в месторождении с годовой добычей в 25 млн т и 500 млн т запасов жидких углеводородов. Со стороны Китая потребуется лишь поддержать «Роснефть» финансово и Россию внешнеполитически. Покупки активов такого качества в истории CNPC еще не было, да и за весь 2013 год отдача всех ее заграничных проектов составила 47 млн т нефти (доля китайской компании).  

 

Что-то похожее европейцы получили лишь однажды, и то – в газовой сфере. В рамках большого проекта строительства Северо-Европейского газопровода (его морская часть известна как «Северный поток»), впервые напрямую связавшего Россию с Западной Европой, немецкие партнеры «Газпрома» - BASF и E.ON стали участниками разработки Южно-Русского месторождения с запасами в 600 млрд кубометров и годовой добыче 25 млрд кубометров.  И то им пришлось поучаствовать в инвестициях и отдать за свои доли в этом проекте активы. Не говоря уже о том, что газ и нефть обладают принципиально разной коммерческой ценностью в нынешних условиях.

 

Есть еще, конечно, три проекта СРП, где западные инвесторы еще в 90-е получили ресурсную базу, что называется в чистом поле, а в двух случаях из трех еще и в замерзающем зимой море. Но это все не то. Здесь присутствует баланс и разделение рисков, как бы не спорили об их соотношении.

 

В итоге санкции Запада в отношении России становятся лучшим инструментом повышения энергообезопасности и конкурентоспособности Китая, в том числе за счет снижения все той же энергобезопасности ЕС и конкурентоспособности западных компаний.

 

Это уже не просто знаменитый «бумеранг», когда можно получить по лбу своим же оружием, но при этом мужественно терпеть лишения, лишь бы оппоненту  тоже было худо. Тем более что заводила санкций и лидер Запада в этом противостоянии - США – всерьез и весьма справедливо рассчитывали, что через океан бумеранг не долетит вовсе. До Соединенных Штатов он не долетел, но, ударив по России и ЕС, «снаряд» срезал массу сочных, но ранее недосягаемых плодов над территорией Китая. Пекину остается только подобрать их и использовать для собственной пользы. Все бы ничего. Только глобальным конкурентом США является вовсе не Россия, а Китай, которому, в общем-то, только этих самых «плодов» - масштабных и надежных поставок энергоресурсов на льготных условиях  - и не хватало. 

 

Не думаю, что в Вашингтоне этого не понимали. Хотя в последнее время внешнеполитическая линия США все чаще дает сбои или генерирует страшные по своим последствиям побочные эффекты. Сближение с Китаем было самым простым и очевидным способом снижения ущерба от давления со стороны Запада. А доступ к энергоресурсам – это первое, что интересует китайцев в России. Не нужно быть Спинозой, чтобы просчитать этот сценарий. Но Штаты на это пошли. Значит, считают, что развод России с ЕС и, как следствие, укрепление влияния Вашингтона в Старом Свете,  для них более важное завоевание, чем недопущение российско-китайского энергетического альянса на условиях Пекина.

 

К сожалению, для будущего Европы, а Россия ее неотъемлемая часть, «это больше, чем преступление, это – ошибка». И остается только надеяться, что ее не поздно исправить.

Автор: Алексей Гривач

Опубликовано: Pro-gas.ru, 04.09.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики