Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спринтеры против стайеров

Спринтеры против стайеров

Власть могла бы не отвлекаться на конъюнктурное заигрывание с избирателем, но эту возможность не использует

Юбилей «Ведомостей» заставляет задуматься о проблеме долгосрочных стратегий в политике и бизнесе. Тот, кто не мыслит вдолгую, может позволить себе халтурные конъюнктурные решения, дающие краткосрочную отдачу, но в будущем создающие огромные риски. Одна из серьезнейших, пусть и не новых проблем политики — соотнесение краткосрочных и долгосрочных задач.

Современные политики — по большей части менеджеры, у которых совсем недалекий горизонт планирования. Это беда: по сути, они создают проблемы будущему поколению политиков и избирателей. Система общественного контроля, соуправление и прочие хитрые технологии тут не слишком помогают.

Обама, например, намерен предоставить гражданство 12 млн нелегалов. Мотив ясен — конъюнктурно это повышает шансы демократической партии на победу на президентских выборах. При этом увеличивая возможности появления новых Фергюсонов.

Возьмем украинскую историю. Россию целенаправленно заталкивают в Китай. Что только наращивает стратегические риски для Запада. Какая же итоговая цель западных элит? Некоторые аналитики, устав ломать голову, предлагают даже такую интерпретацию: да нет у них никакой цели, не умеют они планировать. Инкрементализм в чистом виде: политика как набор оперативных реакций на вновь возникающие ситуации, без долгосрочного плана.

Посмотрим теперь на нас. Прокитайская партия в России спешит ковать железо, пока горячо. И даже если решение сблизиться с Китаем — это просто попытка попугать Запад или реакция обиды на действия последнего, сейчас все делается для того, чтобы на прежние позиции мы так просто не вернулись. Запускаются проекты, задающие долгосрочный вектор нашей внешней политики. Так, решение пустить китайцев в нефтяной проект, только что выведенный на пик добычи, с готовой инфраструктурой без необходимости применения новых технологий, может, и понятно с оперативной точки зрения, но стратегически очень и очень спорное.

Возьмем другие обсуждаемые меры — скажем, идею ликвидации накопительной пенсионной системы. Оперативные проблемы с бюджетом понятны — но ведь люди перестают верить в долгосрочные планы государства. Страховой, банковский и многие другие виды бизнеса во многом строятся на доверии к институтам и компаниям, существующим не одно десятилетие. В этом одна из фундаментальных проблем нашего бизнеса, который, увы, часто решает дилемму: сразу сбежать с деньгами клиентов или все же начать делать историю своего бизнеса на века. Первая стратегия, увы, не лишена популярности. Но государству-то точно нельзя ей следовать. Нельзя переписывать свои решения в пенсионном, налоговом и других вопросах в режиме «Википедии».

Скажу кощунственную для многих вещь. Россию часто ругают за несменяемость власти. Но долго сидящая в своем кресле власть могла бы использовать свое преимущество: ей, по идее, не нужно отвлекаться на конъюнктурное заигрывание с избирателем. Однако эти возможности зачастую не используются.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 09.09.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики