Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Диалоги или многосторонний консенсус

Диалоги или многосторонний консенсус

ЕС и Россия по-разному видят перспективы сотрудничества

Россия и ЕС смогут начать переговоры о соглашении о стратегическом партнерстве на саммите, который состоится в конце июня в Ханты-Мансийске. Об этом в конце мая сообщила пресс-секретарь Высокого представителя по внешней политике и безопасности ЕС Хавьера Соланы Кристина Галляк. Совет ЕС наконец утвердил соответствующий мандат. В преддверии этого саммита в Риме во дворце Сальвиати в мае этого года состоялся IV Международный форум Европа–Россия, организованный польским фондом «Институт восточных исследований». И он расставил акценты в подходах Европы и России к важнейшим вехам современного развития.

Значение форума связано как раз с тем, что он прошел после российских президентских выборов-2008 и парламентских выборов-2007. Поэтому его участники смогли подробно остановиться на последствиях выборов для бизнес-сообщества. Судя по всему, для Евросоюза укрепление стратегического партнерства с Россией по-прежнему будет приоритетом следующих сроков председательства в ЕС. Особенно с точки зрения более эффективного энергетического диалога в рамках документа, который должен прийти на смену последнему Соглашению о сотрудничестве и партнерстве.

Новая и старая Европа

Дебаты на форуме открыл Адриан Северин, глава парламентской делегации Европа–Украина. По его мнению, отношение стран Евросоюза к России неоднозначно. Дональд Рамсфелд, к примеру, считает, что Евросоюз разделился на новые и старые страны – русофобов и русофилов. Однако ясно одно, что для Европы Россия есть и останется важным стратегическим партнером как в области экономики, так и в сфере политики и безопасности.

Структуру и основные выводы отчета о положении в России представил один из его авторов Константин Симонов из Фонда национальной энергетической безопасности. Именно они и стали основой для последующих дебатов. По его мнению, энергетическая политика России стала важным элементом внешней политики страны. По его словам, можно даже говорить об «энергетизации» внешней политики России. Тем не менее в Евросоюзе Россия видит своего важнейшего партнера, и поэтому для России, как считает автор доклада, европейские проекты диверсификации поставок энергетического сырья представляются необоснованными. На форуме явно прозвучали различия в понимании стратегического сотрудничества Европы с Россией между так называемыми старыми и новыми членами ЕС.

Разные уровни энергобезопасности

Заместитель исполнительного директора венгерского нефтегазового концерна MOL Лайош Алач обратил внимание слушателей на то, что почти 90% поставок энергии в страны Центральной Европы впрямую зависят от российских поставок нефти и газа, в то время как ситуация государств Западной Европы совершенно иная, ибо они располагают более значительными резервами нефти (в Азии, Африке, на Северном море). Это гарантирует им более надежную политическую и энергетическую безопасность по сравнению с новыми государствами – членами Евросоюза. Лайош Алач предложил соединить каналы поставки энергии, объединить европейский энергетический рынок. Однако основной проблемой является достижение консенсуса в вопросе иерархии ценностей в отдельных регионах ЕС.

Экс-премьер-министр Турции Ахмет Меут Уильмаз говорил об отношениях России и ЕС с точки зрения Турции, смотрящей на них со стороны. Он отметил, что политика России – это поиски союзников типа ENI или других энергетических компаний, но только не на политической арене. Поэтому председатель Комиссии по иностранным делам Сейма Республики Польша Кшиштоф Лисек сделал вывод, что Европе и России все еще далеко до стратегического партнерства, понимаемого как разделение общих ценностей. Пока, по сути, имеется лишь согласие на взаимодействие в некоторых областях.

По общему мнению западных участников форума, предсказуемые цены энергии должны быть главной целью Евросоюза. Энергетическая политика отдельных стран Евросоюза может отличаться от политики других стран – участниц ЕС. Однако у Евросоюза в целом должна быть разработана единая стратегия энергетической безопасности. Пока же каждое государство ЕС заботится о своих собственных интересах, не сознавая, что следует руководствоваться общей для всего Евросоюза стратегией энергетической безопасности. Лиссабонская стратегия предполагает солидарность в этом вопросе. Самое главное – обеспечить соединение каналов в системе энергетических поставок. Это означает, что если какое-то государство Евросоюза прекратит поставки энергии другому государству, то ЕС должен обеспечить последнее энергией. Европе необходимо иметь достаточное количество трубопроводов, ибо диверсификация поставок – вопрос чрезвычайной важности. Следующий важный момент – это правила конкуренции, которые должны быть введены для фирм, не входящих в ЕС.

В этой связи Марек Бэлька, председатель экономической комиссии ООН для Европы, указал на изменение модели политики России в отношении Европы. Что связано, по его оценке, с российской убежденностью, что ЕС – это нечто малоконкретное, постмодернистское. Именно это обстоятельство, по его мнению, побуждает Россию вести диалог с каждой европейской страной в отдельности. Эта тенденция к расколу Евросоюза является весьма важной чертой в формировании российской политики в Европе. Тем не менее ЕС и Европа являются и впредь будут являться важнейшим стратегическим партнером России. Это отвечает общим интересам сторон. Леонид Драчевский, зампредседателя правления РАО «ЕЭС России», упрекнул европейских партнеров в неоправданной задержке с разработкой документа о стратегическом партнерстве Евросоюза и России. Его отсутствие заметно сдерживает потенциал экономических связей. Он считает, что из-за излишней политизации страдает бизнес, которому необходимы ясные прозрачные правила игры на десятилетия. В этой связи российская сторона связывает надежды на конструктивный диалог в Ханты-Мансийске в июне 2008 года.

Автор: Олег Никифоров

Источник: Независимая газета, 10.06.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики