Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Замороженный резерв

Замороженный резерв

Вашингтон запрещает нам добывать нефть в Арктике

Как сообщило агентство Bloomberg, его источники утверждают, что в течение ближайших суток США и Европейский союз могут ввести новые санкции, запрещающие поставлять России новые технологии и оборудование для разведки и добычи нефти в Арктике и на других морских шельфах. Запрет также будет распространяться на работы в районах сланцевых залежей. Эти меры распространятся на сделки и контракты, заключенные с 1 августа 2014 года и позднее.

При этом информационные источники подчеркнули, что вполне понимают, что в результате этих запретов сами западные компании, поставлявшие нам оборудование и технологии, потеряют миллиарды долларов.

Смысл этих запретов не особенно понятен, учитывая, что в июле этого года Америка и Евросоюз уже ввели секторальные санкции, ограничивающие экспорт в Россию продукции для нефтяной отрасли, в частности, оборудования для глубоководной нефтедобычи и работы в Арктике.

Какую цель преследует на этот раз Запад? На этот и другие вопросы «СП» ответил начальник аналитического управления Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник.

- Западом сделана важная ремарка о том, что новые санкции фактически могут коснуться нас только через 5-10 лет. Это означает, что у России есть стратегическая отсрочка. При этом через год санкции, например, в целом могут быть отменены, и поэтому пока совершенно бессмысленно гадать, что и как сложится через 10 лет. Поэтому я полагаю, что для России не создается никаких новых угроз.

Да и потом, продолжает эксперт, западные санкции в нефтегазовой сфере сложно реализовать. Хотя бы потому, что у «Роснефти» есть серьезные альянсы по совместной добыче с крупнейшими западными концернами. Эти проекты рассчитаны на годы вперед, и, видимо, их никто не хочет прерывать, а хвататься за какие-то новые нам сейчас и смысла нет.

Для меня также сомнительно, что какие-то новые санкции сейчас могут вводиться буквально за сутки. Я мониторю ситуацию, с начала этой недели Евросоюз дает внятные сигналы о том, что ситуация на Украине не требует немедленного ужесточения давления на Москву. Это также важно понимать. Ужесточение ситуации неминуемо приведет к нашему ответу, а такое противодействие, обмен санкциями, никому не выгодны. И бизнес, и даже политики на Западе начинают все больше действовать в прагматичном ключе, переводя претензии из режима санкционной войны в переговорную плоскость.

«СП»: - Но, может быть, это стратегический замысел по выдавливанию России из Арктики, а не просто очередная словесная угроза?

- Есть два слоя в этой истории. Идеологически для Запада было бы неверно снижать градус давления на нас. И его политики всеми силами поддерживают этот градус риторики.
Но уже введенные ограничения, хотя они и не косметические, все равно остаются очень избирательными, очень аккуратными. Задачи поломать экономики друг другу у России и Запада не стоит. Если бы хотели, давно бы поломали, наделали бы необратимых шагов. В реальности – и этой второй пласт проблемы – никто не хочет разрушать сложную международную кооперацию, сложившуюся за последние годы. Зависимость экономик приобрела глобальный характер. Поэтому я уверен, что заявления политиков сегодня не несут стратегических угроз.

Например, ни Россия, ни Евросоюз не хотят нарушать сотрудничество в газовой сфере. И очень часто можно услышать сигналы от еврокомиссара: «Газ не трогаем!» Тем более перед зимой… Они могли бы разрушить наши поставки, но кто при этом пострадал бы, учитывая, что 30% потребностей Евросоюза в голубом топливе покрываем мы? А мы могли бы воспользоваться этим рычагом для эффективного давления на Брюссель. Тем более что там уже подсчитали свои убытки от наших санкций в сельскохозяйственной сфере…
Но правда состоит в том, что разрушать глобализированные связи никто не желает. Особенно в энергетическом секторе. Конечно, остаются риски, что потом ситуация может ухудшиться. Но пока все действуют достаточно прагматично.

- Я не могу понять, в чем отличие этого предложения по новым санкциям от уже действующих ограничений, ведь и поставку нам оборудования для геологоразведочных работ, и совместное бурение, и добычу на шельфах западным компаниям уже запретили их правительства. Получается, что политики просто стараются придумать все равно что, лишь бы оказать на нас давление, - комментирует гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

- Мы все равно уже осознали, что с шельфами нам придется разбираться самим. Ни европейцы, ни американцы не являются незыблемо надежными партнерами. Хотя сразу после объявления американцами запрета на совместные работы с нами на шельфах крупнейшая компания в мире ExxonMobil (США) совместно с «Роснефтью» провела разведочные работы на наших шельфах в Арктике, причем сделала она это с норвежского судна. В чем «фишка» этих санкций понять сложно, поскольку и для норвежских, и для американских компаний подобные работы в России уже были строго запрещены. Нельзя и понять, как долго продлится режим санкций, для кого будут делаться исключения…

Непонятен при этом и механизм давления на западные компании, которые работают с нами. Если Вашингтон накладывал многомиллиардные штрафы на банк в Париже за нарушение санкций, то ExxonMobil вряд ли они оштрафуют. Хотя бы потому, что ее лобби в США настолько сильно, что я быстрее поверю, что ExxonMobil поменяет правительство в Америке. Да и сейчас эта компания демонстративно провела работы на российском шельфе, получив при этом публичное благословение лично от Путина… И никто ее на Западе за это до сих пор не попрекнул!

При этом надо учитывать, что Запад не является более монополистом технологий или оборудования для бурения на шельфах, в том числе арктических. Есть бразильское государственное предприятие PetraBras, которое оказывает подобные услуги по контрактам, есть подобное предприятие у Китая, российские компании сами уже имеют опыт подобных работ на шельфах Вьетнама.

Да, возможно, с введением подобных санкций нам придется покупать не лучшее в мире оборудование, а то, которое будет доступно на рынке. Или покупать все, что нам надо, у бразильцев, например, а те будут по нашим заказам брать в Америке. Да, у нас будут какие-то сложности, и дополнительные расходы на оплату посреднических услуг. Но все эти вопросы решаемы, и мы их обязательно решим – жизнь заставит.

Нам придется адаптироваться к разведке и бурению в арктических условиях исходя из того, что санкции продлятся очень долго. Ведь непонятно, что делать, чтобы с нас эти санкции сняли. Они хотят, чтобы Крым вернулся Украине? Это невозможно, потому что 97% жителей полуострова сказали на референдуме, что хотят жить в России. Что, объявлять новый референдум по возвращению в состав Украины? Он заведомо провалится, а без волеизъявления жителей нельзя юридически осуществлять подобную передачу.

У нас требуют прекратить поддержку Юго-Востока Украины? Однако непонятно, какой уровень поддержки является достаточным, а какой избыточным. Словом, в рамках этой игры Америка присвоила себе право субъективно решать, когда прекращать санкции, а потому они могут их держать очень долго.

Да и будем говорить начистоту: у России сегодня уже есть опыт, и есть ранее поставленная западная техника. Мы очень хорошо знаем, что и как нужно делать. Мы не выпускаем пока сами это оборудование, но точно знаем, какое оно должно быть, и вполне можем организовать у себя его выпуск. Тем более, речь идет о проектах, начинать которые надо только через много лет… Словом, сегодня, в отличие от 1990-х годов, Россия вполне самодостаточна технологически для проведения любых работы на шельфах, включая Арктику.

Автор: Сергей Семенов

Источник: Свободная пресса, 11.09.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики