Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые старые риски нефтянки

Новые старые риски нефтянки

Нефтяная компания «Башнефть» «атакована»: ее акции арестованы, а миноритарии подают в суд по надуманным поводам. Точка зрения аналитиков однозначна — это подготовка к поглощению. Самый вероятный покупатель — государственная нефтяная компания или близкие к ней структуры. Оставим за рамками юридические тонкости и посмотрим на отрасль в целом. Поможет ли продолжающаяся «под крылом» госкомпаний консолидация улучшить ее состояние? Ведь прогнозы развития российской нефтянки нерадужные.

За 2013 г. добыча нефти в РФ выросла всего на 1,3%. В ближайшие годы добыча нефти и газа, по самым скромным прогнозам, может упасть на 5–6% вследствие истощения старых месторождений и проблем с запасами и разработкой новых. Из-за санкций, ограничивающих доступ к американским и европейским технологиям извлечения запасов, эта цифра способна вырасти еще. В столь опасной ситуации, казалось бы, создание двух-трех крупных игроков, имеющих огромные финансовые и человеческие ресурсы, — разумное решение проблемы. Лишь крупным игрокам под силу амбициозные госпроекты, у них есть ресурсы для экспансии на внешние рынки, они могут устанавливать единые стандарты и контролировать качество нефтепродуктов. И именно по этому пути идет сейчас государство, сделав главной консолидирующей компанией «Роснефть»: в нее влились и бывшие активы ЮКОСа, и ТНК-BP. «Башнефть», кстати, тоже в поле ее зрения.

Между тем более тщательный анализ позволяет сделать вывод, что продолжающаяся консолидация принесет больше вреда, чем пользы.

Начнем с самого простого аргумента, действующего на любом рынке, хоть продуктов питания, хоть промышленного оборудования: чем меньше игроков и чем слабее конкуренция, тем выше цены. И это прекрасно чувствует на себе любой отечественный автомобилист: бензин в России уже дороже, чем в некоторых импортирующих нефть странах.

Монополизация нефтяной отрасли, кстати, неизбежно приведет и к снижению доходов от продажи лицензий на месторождения: просто некому будет участвовать в аукционах.

Второй аргумент касается инвестиций. Консолидация всего и вся «под крылом» государства, да еще подчас насильственными методами, отпугивает инвесторов от отрасли. «Когда все новые месторождения получают госкомпании или компании, которые имеют достаточный административный ресурс, о каком инвестиционном климате может идти речь? Вспомним, что американские компании вышли из состава акционеров „Лукойла“ под предлогом того, что они не видят никаких перспектив развития компании в России», — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Консолидация в нефтяной отрасли, по мнению эксперта, зачастую происходила и продолжает происходить с применением методов давления. Показателен судебный процесс с иском миноритарного акционера к «Башнефти». Миноритарий, владеющий десятью акциями компании, считает, что в связи с передачей «Башнефтью» лицензии на разработку месторождений им. Требса и Титова совместному предприятию «Башнефти» и «Лукойла» «Башнефть-Полюс» его интересам нанесен ущерб. При этом, убежден Игорь Юшков, ускоренная разработка месторождений подобного масштаба способна удержать от падения добычу нефти в России, а вместо этого идет попытка заблокировать проект.

При вытеснении частного капитала из отрасли у государства возникает необходимость наращивать инвестиции в госкомпании. А их аппетиты настолько высоки, что непонятно, как это выдержит бюджет! Сейчас, например, в правительстве рассматривается вопрос о докапитализации «Газпрома» за счет золотовалютных резервов страны на объем стоимости строительства новой инфраструктуры для поставок газа в Китай, а это десятки миллиардов долларов. «Роснефть» снова обращается за помощью к государству и просит выделить в долг 1,5 трлн руб. из Фонда национального благосостояния.

Возвратятся ли когда-нибудь эти вложения государству? Про продажу акций госкомпаний можно на ближайшие годы забыть, инвесторов уже успели напугать, да и в целом рынок неподходящий. Слова о социальном эффекте и новых рабочих местах, которые любят произносить лоббисты крупных проектов, не имеют реальной основы: в России низкая безработица и демографические проблемы. Остается один цивилизованный путь — выплата дивидендов. Но пока их уровень явно недостаточен. Например, по дивидендной доходности акций «Роснефть» — вовсе не лидер отрасли. Инициатива поднять для госкомпаний порог минимальных дивидендов до 35% от чистой прибыли по МСФО снова утихла, ограничившись данными по РСБУ, где прибыль гораздо ниже той, что в консолидированной отчетности по международным стандартам. В итоге государство не получает возврата на капитал.

Вернемся к главной проблеме нашей нефтянки — стагнации добычи. Как показывает мировой и российский опыт, корпорации всегда жертвуют проектами, не предлагающими высокой доходности. Таким образом, на небольших, но важных месторождениях, поддерживающих свои регионы, будет наблюдаться спад инвестиций и развития. Доразведкой и разработкой небольших и сложных месторождений обычно занимаются локальные игроки. В США, например, более 10 000 не зависимых от крупных компаний нефтяных предприятий, обеспечивающих около 40% всей добычи нефти. На малодебетные скважины (менее 0,5 тонны в сутки) приходится свыше 60% от общего количества добываемой малыми предприятиями сырой нефти. Результат поддержки такого разнообразного рыночного ландшафта налицо: за последние три-четыре года США сделали невероятный рывок в добыче «черного золота», она увеличилась почти на 30%. Особенно показателен 2013 г.: добыча в США выросла на 13,5%, а в России всего на 1,3%. Через год мы, возможно, пропустим Америку на второе место по добыче в мире, а сами съедем на третью строчку.

Есть и еще один аргумент в пользу независимых игроков. Для РФ в связи с истощением традиционных запасов стоит вопрос о добыче высоковязкой нефти и природных битумов. Если высоковязкую нефть рассматривать как источник востребованных в мире топливно-энергетических ресурсов, то за счет ввода в разработку таких скважин Россия ежегодно могла бы дополнительно добывать 25–30 млн тонн. По данным различных экспертов, в РФ имеется от 30 до 75 млрд тонн прогнозных ресурсов природных битумов всех типов. Но для их освоения нужны инновационные подходы, а это поле деятельности для малых и средних компаний. Крупным ВИНКам такие месторождения неинтересны.

Ну и, наконец, при пессимистичном сценарии станут бесполезными все многолетние правительственные инициативы по модернизации и развитию смежной отрасли — нефтепереработки. Всего с 2005 г. в нефтепереработку инвестировано свыше 1 трлн руб., модернизированы многие НПЗ, у нас в стране наконец производится столько высокооктанового бензина, сколько примерно и нужно нашему рынку. Но глубина переработки нефти еще достаточно низка, а вложения в эту отрасль становятся все рискованнее.

«Инвестировать в нефтепереработку будет возможно лишь при условии, что часть действующих перерабатывающих мощностей закроется, иначе нечего будет перерабатывать — добыча падает», — поясняет генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова. Конечно, соблюдать тонкий рыночный баланс и противостоять лоббистам из госкомпаний правительству непросто. Но сохранение и преумножение числа игроков в отрасли — это единственное здравое решение.

Автор: Константин Фрумкин

Источник: Компания, 15.09.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики