Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» просят вернуться к основам

«Газпром» просят вернуться к основам

«Ъ» стали известны детали очередного раунда газовых переговоров России и Украины. Киев хочет от «Газпрома» обязательств по пересмотру основного контракта. Но монополия готова на это, только если Украина откажется от иска в Стокгольмском арбитраже, что, в свою очередь, не устраивает Киев. Судьба переговоров во многом зависит от того, насколько сильным будет политическое давление на Украину со стороны ЕС. Полгода назад примерно в той же ситуации даже объединенными усилиями Москвы и Брюсселя добиться согласия не удалось.

Вчера до вечера Россия и Украина должны были направить Еврокомиссии отзывы на проект договоренностей по газу на ближайшие полгода, обнародованных в пятницу в Берлине (см. «Ъ» от 27 сентября). Их суть в том, что «Газпром» обязуется поставить на Украину минимум 5 млрд кубометров газа по временной цене $385 за тысячу кубометров на условиях предоплаты, а Киев погасит $3,1 млрд долга перед монополией. Министр энергетики РФ Александр Новак вчера заявил, что Москва «практически готова» выполнить договоренности и «все зависит от украинской стороны». Украинское Минэнерго опубликовало три претензии: Киев не устраивает, что снижение цены будет проведено через отмену экспортной пошлины, а не через изменение контракта, также Украина настаивает на изменении условий поставок газа (в том числе take-or-pay) и транзита.

 

Источники «Ъ» добавляют, что Украина хочет включить в итоговый меморандум по решению газового вопроса пункт, который бы обязывал «Газпром» в будущем пересмотреть цену по основному контракту на поставку газа. Собеседник «Ъ» в украинском Минэнерго уточнил: «Есть два основных вопроса, по которым мы расходимся с Россией. Во-первых, мы бы хотели получить понимание цены, которая будет после 1 апреля 2015 года, когда истечет временная цена — $385 за тысячу кубометров; во-вторых, российская сторона настаивает на том, чтобы Украина отозвала иск из Стокгольмского арбитражного суда, с чем мы категорически не согласны».

Впрочем, собеседник «Ъ» в «Газпроме» не подтверждает, что Россия в рамках текущих переговоров настаивает на отзыве исков НАК «Нафтогаз Украины» из арбитража. Что касается гарантий пересмотра основного контракта, то «Газпром» с таким подходом не согласен, говорит он. В российском Минэнерго и «Газпроме» от комментариев отказались. В Еврокомиссии сообщили «Ъ», что сбор комментариев сторон пока не завершен.

Между тем так и остается нерешенным вопрос общей суммы долга Украины на газ. С точки зрения «Газпрома», $3,1 млрд — лишь частичный платеж в счет общего долга $5,3 млрд (если считать поставки в апреле—июне по $385 за тысячу кубометров, то долг составит $4,5 млрд), тогда как Украина предпочитает считать весь долг (в том числе поставки в ноябре—декабре 2013 года) по цене $268 за тысячу кубометров, и тогда сумма $3,1 млрд покрывает его полностью. Еврокомиссия выступает на стороне Киева, хотя и называет цену $268 за тысячу кубометров «временной», поскольку она может быть пересмотрена в зависимости от решения арбитража.

На практике, говорят собеседники «Ъ» с российской стороны, дело сводится к тому, что у Украины есть полученные от МВФ $3,1 млрд на спецсчете и «Газпром» хочет получить хотя бы эти деньги. Киев планирует сначала внести предоплату за газ в размере $1,9 млрд, а затем погасить долг тремя траншами до конца года. Но в «Газпроме» опасаются, что деньги в итоге уйдут на предоплату, Украина получит газ и снова затянет погашение долга. Поэтому монополия требует, чтобы Киев сначала заплатил $2 млрд долга и только затем получил возможность внести предоплату за газ.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач полагает, что для согласования позиций Москвы и Киева потребуется серьезное политическое давление со стороны Брюсселя, в первую очередь на Украину. Она накопила в хранилищах 17 млрд кубометров газа, но если переговоры затянутся до зимы, то Киев рискует недополучить газ для покрытия суточных пиков, полагает эксперт, поскольку «Газпрому» нужно будет снабжать по зимнему графику как Европу, так и внутренних потребителей. Впрочем, в начале июня расклад сил был примерно тем же — вплоть до совпадения позиций Москвы и Брюсселя, но договориться так и не удалось.

Авторы: Юрий Барсуков; Олег Гавриш, Киев

Источник: Коммерсантъ, 01.10.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики