Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Государству достаточно иметь контрольный пакет акций в энергетических компаниях

А. Пасечник: Государству достаточно иметь контрольный пакет акций в энергетических компаниях

Президент России Владимир Путин на форуме «ВТБ Капитал» «Россия зовет!» отметил, что в нынешней ситуации приватизация государственных пакетов в энергетических компаниях допустима. Что ждет компании в этой связи, Bigness.ru прокомментировал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Как вы можете прокомментировать заявление Президента?

— Я думаю, что не стоит это заявление расценивать, как побуждающий призыв к действию. Я думаю, что президент, если не вырывать из контекста все же оговорился, потому то коньюктруная ситуация сейчас не самая лучшая, и надо, как обычно, все взвесить. Тема приватизации пакета госкомпаний, таких, как Роснефть, Совкомфлот и т. д. звучит уже давно, несколько лет остается, что называется, на плаву. Бывает, что звучат такие активные попытки со стороны правительства провести приватизацию, но дело пока еще не сдвинулось с точки.

Допустим, у руководства Роснефти есть объективные причины тормозить эти процессы. Дело в том, что рыночная капитализация компаний сейчас не на лучших уровнях, и, что называется, задешево отдавать столь стратегически важные интересные активы нецелесообразно ни с позиции бюджета, ни с позиции в целом экономических реалий, которые есть.

То есть получается, что государство просто будет терять. Просто тренд на приватизацию, стратегический тренд, концептуальное видение таково, что государство будет продавать активы. Зачем сверх контрольных пакетов государств удерживать на балансе эти акции? Конечно, вполне более приемлемая ситуация, когда эти деньги пойдут в бюджет, который, как известно, требует дополнительных вливаний, и это более эффективные методики. Сейчас есть понимание у властей, что достаточно иметь контрольный пакет ряда стратегических активов в энергетической отрасли, чтобы эффективно управлять ими. Ну, а остальная часть может быть в руках частных инвесторов, и, опять же, здесь речь идет и об иностранных инвестициях, деньгах. Соответственно, в приватизации могут принять участие наши восточные партнеры. Кстати, широко тоже в последнее время обсуждается такая перспектива.

— Почему это стало возможным?

— Просто эта тема очень важная, она никуда не девалась. Она то замолкает, то выходит на поверхность. То есть, тема приватизации уже давно очень звучит, особенно по Роснефти — несколько лет, но там никаких подвижек нет. Есть понимание, идет подготовка сценариев, то есть Роскомимущество в этом активно участвует, но конкретных предложений пока еще не сформировано. И еще раз замечу, почему тему приватизации несколько
позабыли последнее время — потому что сейчас не лучшая ситуация ее проводить. Пока дивиденды стоят достаточно дешево, планка их рыночной капитализации не на тех уровнях, которые могут побуждать к формированию сроков приватизации. Когда мы выйдем на более устойчивый режим и когда биржи воспрянут — тогда можно говорить уже будет более предметно о том, что приватизировать и когда.

— Как отразится на эффективности этих компаний и какие конкретно энергетические компании могут попасть под приватизацию, даже частичную?

— Их не так много. Это первый пакет Роснефти, возможно, можно причислять косвенно к энергетическим компаниям и смежную отрасль Совкомфлот. А остальные — это уже речь идет об Аэрофлоте, Сбербанке и прочих государственных активах — уже немножко не наша тема.

А все остальное — это очень опосредованные тенденции. То есть, здесь принципиально, что под энергетическими компаниями подразумевают Роснефть. Конечно, ее пакет наиболее весом, и от продажи именно ее акций будут меняться бюджетные корректировки.

Источник: Bigness.Ru, 03.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики