Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реверс сильнее «Газпрома»

Реверс сильнее «Газпрома»

Реверсные поставки газа позволили Украине сэкономить $500 млн, утверждают в Киеве. «Газпром» заявляет, что формально не может опротестовать реверс, но его правомерность все равно считает сомнительной. Тем временем в Госдуме готовится законопроект, который запретит реверсные поставки.

По данным «Газпрома», с начала года Украина получила по реверсу 1,7 млрд кубометров газа. Эти цифры приводятся в ответе руководства монополии на запрос первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, который в сентябре запросил информацию об объемах реверса на Украину из стран Евросоюза и интересовался, укладываются ли реверсные поставки в условия договоров «Газпрома» с европейскими контрагентами.

В документе за подписью зампреда правления компании, главы «Газпром экспорта» Александра Медведева указано, что газ на Украину в 2014 году поставляли Польша, Венгрия и Словакия (кстати, Польша в пятницу возобновила реверс, в четверг прерванный по техническим причинам). Всего за период 2012–2014 годов Киев получил по реверсу 3,8 млрд кубометров газа.

Между тем, по данным «Укртрансгаза», Украина только в январе — сентябре 2014 года получила путем реверсных поставок 2,2 млрд кубов.

 

В пятницу министр украинского кабмина Остап Семерак в эфире киевского «Телеканала 24» заявил, что реверсный газ, закупленный на европейском рынке, обошелся стране примерно на $500 млн дешевле, чем если бы те же объемы Украина закупила у России.

 

Правда, о каком периоде времени и о каких объемах газа идет речь, Семерак не уточнил. Ранее украинские власти говорили, что в среднем реверсный газ обходится Киеву на $100 за 1 тыс. кубометров дешевле, чем российский (цена российского газа с апреля составляет $485).

Александр Медведев подчеркнул, что препятствовать реверсу «Газпром» не может, так как необходимая для таких поставок инфраструктура сооружается «вне согласованных в контрактах на поставку и транспортировку газоизмерительных станций и формально не нарушает условия контрактов между компаниями группы «Газпром» и европейскими покупателями».

Но при этом, как отмечает Медведев, есть все основания утверждать, что на Украину из ЕС идет именно российский газ, предназначенный не украинским, а европейским потребителям. По сути реверс по-прежнему остается виртуальным, хотя и демонстрируется перемещение газа через границы Украины со странами ЕС.

«Правомерность такой схемы выглядит сомнительно», — подчеркнул Медведев.

 

В настоящее время, как следует из ответа «Газпрома», Украина, Польша, Венгрия и Словакия произвели реконструкцию своих газотранспортных систем, позволившую производить физическое перемещение газа через границу и его учет. Раньше этого не было. В апреле прошлого года глава монополии Алексей Миллер говорил, что Киев использует схемы, «напоминающие мошеннические», и призывал разобраться с ситуацией. По версии «Газпрома», газ тогда физически не покидал пределов Украины — именно потому, что не было соответствующей инфраструктуры.

 

В пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источник в украинском правительстве сообщил, что с 1 октября Киев начал получать также газ из Норвегии, по контракту с компанией Statoil. В данном случае речь о реверсе уже не идет. Эти объемы (12–15 млн кубов в сутки) на Украину поступают через Словакию. Кстати, о возможности налаживания поставок из Норвегии в Киеве заговорили еще в 2012 году, но тогда никакого конкретного соглашения достигнуто не было.

До последнего времени реверс был едва ли не единственной реальной возможностью Украины получить крупные объемы газа. С середины июня «Газпром» из-за долга в $5,3 млрд прекратил поставки «Нафтогазу». С тех пор Киев максимально активизировал усилия по наращиванию реверса. Премьер-министр Арсений Яценюк ранее обещал, что Украина за счет реверсных поставок будет получать 15 млрд кубов газа в год.

Однако это требует времени, а отопительный сезон уже начался. Под давлением Европы, которая опасается прерывания украинского транзита в зимний период, Киев был вынужден согласиться на условия, ранее выдвинутые Москвой, — частичную оплату долга ($3,1 млрд) и закупки газа по предоплате по цене в $385 за 1 тыс. кубометров.

 

На данный момент стороны готовятся оформить окончательное соглашение.

 

В последнее время участились заявления стран-реверсеров о том, что Россия якобы сокращает им объемы поставок. Особенно часто обвинения звучат со стороны Словакии. Так, в среду словацкий импортер SPP (Slovensky plynarensky priemysel) заявил, что на 1 октября поставки от «Газпрома» сократились на 50%. «Газпром» на все обвинения отвечает, что поставки идут в рамках контрактов. Однако эксперты рынка ранее уже отмечали, что таким образом российская монополия пытается бороться с реверсом.

Всерьез бороться с реверсными поставками намерен и Владимир Гутенев.

По словам депутата, в данный момент он разрабатывает законопроект, запрещающий российским экспортерам нефтегазовой продукции поставлять ее странам-должникам и государствам, осуществляющим «виртуальный» реэкспорт странам-должникам.

По мнению Гутенева, это будет способствовать восстановлению справедливого торгового обмена при поставке энергоносителей.

«Инициатива Гутенева — чистый политический пиар, так как Госдума не решает вопросы коммерческих контрактов, заключенных по межправсоглашениям, — говорит источник в российской газовой отрасли. — Даже теоретически такой законопроект способствовал бы полному прекращению экспорта газа из России в Европу, так как кого угодно можно обвинить в участии (в той или иной степени) в реверсе. При том что «Газпром» сейчас, напротив, заинтересован в бесперебойности поставок». По словам источника, заявления Гутенева являются очередным ходом в информационной войне.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает инициативу политической.

«Принятие такого закона означало бы, что «Газпрому» придется переписывать все действующие контракты, внося новые пункты, — отмечает Юшков. — Кроме того, это продемонстрирует агрессию России уже даже не по отношению к Украине, а по отношению к Европе».

По словам эксперта, это тут же вызовет ответную агрессивную реакцию европейцев — тех фракций, которые настаивают на снижении энергетической зависимости от России и диверсификации газовых поставок.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 03.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики