Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Обвалив глобальные цены, США пустят под нож свои сланцевые проекты» (аудио)

«Обвалив глобальные цены, США пустят под нож свои сланцевые проекты» (аудио)

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает временным явлением текущее снижение цен на нефть. Министр заявил, что «политические факторы стали меньше приниматься в расчет всеми участниками рынка». Гораздо большую роль сейчас играют спрос и предложение, сказал Улюкаев. Политолог Константин Симонов считает, что в понижении цены на нефть почти никто не заинтересован.

Цены на нефть давно уже будоражат наши умы. Как только они падают ниже 100 долларов за баррель — начинается паника. Все, конец нашей экономике. Хотя если бы 10 лет назад сказали, что нефть может стоить 100 долларов, вам бы рассмеялись в лицо. Среднегодовая цена нефти сорта Brent тогда была в три с лишним раза ниже. Но бюджет верстается из прогноза в 96 долларов, поэтому история всех волнует в меньшей степени.

Нужно ли готовиться к катастрофе? Не факт. Попытаюсь пояснить, почему стакан мне пока кажется наполовину полным. Разговоры о том, что сегодня рынок отражает баланс спроса и предложения, не слишком верны. Потому что у нефтяного рынка есть одна специфика. Большая часть торгуемой нефти — это бумажная нефть. Нефтяные фьючерсы есть способ выгодно вложить деньги. Правда, для нас это скорее плохая новость. Потому что Америка может обвалить цены на нефть даже без сговора с арабами, который многим мерещится.

Уберите деньги с рынка — и все, цены пойдут вниз. А, как несложно догадаться, основные игроки на рынке фьючерсов — американские инвесторы. Но ведь есть и новости хорошие. Могу привести как минимум три аргумента, почему США не нужна дешевая нефть. Первый — успехи в добыче собственной сланцевой нефти. Соединенные Штаты вышли на первое место по добыче черного золота, но инвестиционный бум был возможен только благодаря очень дорогой нефти. Аналогичная история была с газом. Вложения в сланцевый газ начались тогда, когда цены на него в Америке были крайне высокими. А потом они резко пошли вниз. И пузырь стал лопаться. Проекты начали закрывать, оборудование перебрасывать на нефтяные месторождения.

Добыча сухого товарного газа, кстати, в США уже не растет. Сланцевый бум в газе закончился. Только Европа все ждет притока СПГ из Америки, не зная страшной тайны, что больших объемов экспорта не будет. Но если мирового рынка газа нет, то как раз по нефти он существует. Обвалив глобальные цены, США пустят под нож свои сланцевые проекты, имеющие очень высокую себестоимость. Это означает конец энергетической стратегии Америки.

Второй аргумент — это Китай. Китай от дорогой нефти страдает гораздо больше, чем США. Да, США пока обгоняют Китай по объему импорта, но китайская экономика более чувствительна к нефтяным ценам. Низкие цены для Китая — просто подарок. Не надо быть крутым аналитиком, чтобы осознать, что Китай для США — гораздо более опасный конкурент чем Россия.

Следующий аргумент — низкие цены на нефть совершенно не устраивают Саудовскую Аравию и других партнеров США на Ближнем востоке. Саудиты после арабской весны резко нарастили госрасходы, чтобы решить внутренние социальные проблемы.

Итак, снижая цены, США бьют по своим нефтяникам, что только усиливает зависимость страны от нефтяного импорта, делают подарок Китаю и заставляют нервничать саудитов. Которые могут ведь не только сократить добычу нефти, но и попробовать порешать нефтяные вопросы через исламских террористов. Выходит, что всеми этими моментами США должны пренебречь. И только лишь для того, чтобы наказать Россию. Это нелогично. Правда, многие считают, что в современном мире логика уже не работает. Но в этом случае можно смело забыть про нефтяные цены. Если самое мощное государство мира принимает решения не на основе цифр, а из-за соображений навязчивой мести, нашу планету не ждет ничего хорошего.

Источник: Коммерсантъ FM, 06.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики