Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «40 лет мы торгуем газом с Европой, а ненавидят нас все больше» (аудио)

«40 лет мы торгуем газом с Европой, а ненавидят нас все больше» (аудио)

«Газпром» намерен пересмотреть свою стратегию на европейском рынке, заявил на Международном газовом форуме глава компании Алексей Миллер. Он отметил, что концерн не собирается полностью отказываться от своих проектов в Европе, но они могут измениться. Переориентация «Газпрома» на другие рынки вполне обоснованна, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В советских магазинах продавщицы любили обхамить покупателя. Естественно, что покупателям это не слишком нравилось. Однако выбора все равно не было. «Вас много, а я одна» — эта известная фраза хорошо характеризует происходившее тогда в торговле. А бывает наоборот. Покупатель дерзит продавцу и оскорбляет его. Покупатель вроде бы всегда прав. Но хорошо, если он понимает, где он возьмет товар. А если нет? На европейском рынке газа как раз так и происходит.

Год за годом мы слышим, что Россия ненадежна, что от нее надо отказываться, что она использует газ как способ политического давления. На кого только нас не меняли: и на Ирак, и на Египет, и на Туркмению, и на сланцевый газ из США, и на биотопливо, и на зеленую энергетику. А на выходе пшик. Наши поставки остаются на высоком уровне, а в прошлом году так вообще были рекордными. Приходилось даже идти на подлог: говорить про экологию, а потом цинично менять газ на более дешевый, но грязный уголь.

А ведь «Газпром» никогда не был советской продавщицей: шел на скидки покупателям, готов был инвестировать деньги в новые газопроводы. В ответ его били третьим энергопакетом. Но самое интересное в том, что на страшном «Газпроме» неплохо зарабатывают. Мало кто обращает внимание, что в Европе постоянно растут налоги на газовую промышленность. Покупатели платят за газ больше, а вина перекладывается на «Газпром». Но тут хоть какая-то логика: денежки-то идут в европейские бюджеты. Но некоторые решения вообще были просто от злобы. Скажем, тот же третий энергопакет. Суть его в том, что производитель газа не может быть владельцем газотранспортной инфраструктуры. Однако сразу возникает вопрос — а кто тогда будет строить трубы? Ответа на этот вопрос так и нет.

Хотя третий пакет мог быть даже выгоден «Газпрому». Он мог требовать прямых продаж газа конечным потребителям без участия в акционерном капитале инфраструктурных и сбытовых компаний. Поэтому Миллер вчера заявил о том, что «Газпром» больше не намерен приобретать активы в Европе. Хотя, возможно, «Газпром» вообще сомневается в честности Европы и ее готовности играть по своим же правилам. Вот, скажем, ответвление от «Северного потока» стоит наполовину пустым. Кроме «Газпрома» никто не предлагает газ для заполнения газопровода OPAL. Но Европа упрямо не дает использовать трубу на полную мощность. Та же история может случиться и с «Южным потоком».

Когда Европа вместо американского газа получит поток американских товаров, произведенных при помощи дешевой электроэнергии, она сильно удивится. Или когда Европа столкнется с шантажом Ирана и Турции — своих новых энергетических «друзей». Тогда уже будет поздно. Но в этом не наша вина. Мы вынуждены ускорять переговоры с Китаем, где есть потребность в дополнительном газе. Что бы ни говорили наши горе-прогнозисты, которые еще весной божились, что никакого контракта с Китаем вообще не будет подписано. А он есть, и за ним явно последуют новые — и по восточному маршруту, и, возможно, по западному. 40 лет мы торгуем газом с Европой. А ненавидят нас все больше. Ломиться в закрытую дверь сложно — видимо, придется открывать другую.

Источник: Коммерсантъ FM, 08.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики