Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство отложило вопрос о либерализации экспорта сжиженного газа

Правительство отложило вопрос о либерализации экспорта сжиженного газа

Правительство рекомендовало доработать поправки в закон «Об экспорте газа», дающие право проекту «Печора СПГ» на получение экспортной лицензии. Власти не закрывают дверь для новых игроков на рынке сжиженного природного газа, но, по сути, откладывают вопрос о расширении числа экспортеров на неопределенное время

«Роснефть» и группа Alltech в мае объя­вили о намерении создать СП на базе «Печоры СПГ» – проекта строительства завода по сжижению газа в 230 км от Нарьян-Мара мощностью до 5,2 млн т в год. Размер капвложений в проект оценивается в пределах $5,3–6,6 млрд. «Роснефть» планирует получить мажоритарную долю в СП.

У «Печоры» нет экспортной лицензии, но не так давно первый замглавы комитета Госдумы по природных ресурсам Валерий Язев внес в нижнюю палату парламента законопроект о поправках в закон «Об экспорте газа». Он предлагает изменить норму о дате выдачи лицензий на строительство заводов СПГ с января 2013 года на июль 2014 года (по действующим правилам тот, кто получил лицензию на строительство СПГ-завода после 1 января 2013 года, не имеет права на экспорт). В этом случае «Печора СПГ» могла бы получить право на экспорт, но правительство выступило против.

Итоговый вариант заключения на законопроект Язева (опубликован на сайте Госдумы), подписанный руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько, все же оставляет ему шансы быть принятым. Как отмечается в документе, «дальнейшую либерализацию экспорта газа природного в сжиженном состоянии необходимо проводить после анализа практики реализации внесенных в закон изменений». «На основании этого правительство РФ считает, что законопроект требует дополнительной проработки», – говорится в заключении.

Язев заявил РБК, что будет дорабатывать законопроект и надеется снова внести его в Госдуму до конца текущего года. Что именно он намерен изменить, депутат не уточнил.

Аналитик по нефтегазовому сектору Sberbank CIB Валерий Нестеров полагает, что у «Печоры СПГ» остается шанс получить лицензию на экспорт СПГ, но вряд ли это случится быстро.

«В результате доработки закон может быть модернизирован с учетом интересов и других недропользователей», – полагает эксперт. По его мнению, в условиях санкций разработка «Печоры СПГ» и создание на ее базе СПГ-завода пока не выглядит экономически обоснованной.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что правительство поставило крест на законопроекте Язева.

«Чтобы проанализировать работу уже действующих проектов наверняка, следует дождаться ввода в эксплуатацию СПГ-заводов «Роснефти» и НОВАТЭКа в 2019–2025 годах. Но политическое решение на уровне Владимира Путина может в любой момент изменить ситуацию: все зависит от того, сохраняет ли Игорь Сечин интерес к приобретению актива», – считает аналитик.

Сделка по покупке «Роснефти» контрольной доли в проекте «Печора СПГ» пока не завершена, но совладелец группы Alltech Дмитрий Босов сказал РБК, что она будет закрыта в ближайшее время – остались технические детали.

Пресс-служба «Роснефти» не ответила на запрос РБК, но источник в «Роснефти» поясняет, что сделку планируется завершить до конца года. Источник РБК в правительстве считает, что компания может отказаться от реализации проекта, и связано это не с наличием экспортной лицензии, ведь у самой «Роснефти» есть такое право, она могла бы продавать СПГ в «Печору» через собственную структуру.

«На фоне санкций Запада, прежде всего связанных с созданием проблем в получении долгосрочного финансирования для «Роснефти», госкомпаниям приходится выбирать наиболее приоритетные проекты», – говорит источник РБК в правительстве. 

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 14.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики