Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз»: Предоплата «Газпрома» за транзит газа через Украину закончилась, оплачивать транзит долгом за газ нельзя

«Нафтогаз»: Предоплата «Газпрома» за транзит газа через Украину закончилась, оплачивать транзит долгом за газ нельзя

Предоплата «Газпрома» за транзит газа через территорию Украины закончилась в сентябре и с октября «Газпром» должен начать его оплачивать, заявил директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко (его цитировал «Интерфакс»). «Они не могут распоряжаться этими деньгами и засчитывать их в качестве каких-либо долгов», — сказал он. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос«Ведомостей».

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер в конце августа написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой внести поправки в российский закон о валютном контроле и валютном регулировании, чтобы «Газпром» мог засчитывать долг «Нафтогаза» за газ в счет транзитных платежей через Украину. Эту инициативу поддержали Минфин, Минэкономразвития, Росфиннадзор и Центробанк, сообщал«Интерфакс».

Сейчас долг «Нафтогаза» перед «Газпромом» составляет $5,3 млрд. Из-за этого поставки газа Украине были полностью остановлены в середине июня и до сих пор не возобновлялись. При этом транзит газа через Украину в Европу не прекращался. «Нафтогаз» ежегодно получает за транзит газа через Украину от «Газпрома» до $3 млрд. Прежде «Газпром» вносил за транзит предоплату. И этими же деньгами«Нафтогаз», как правило, оплачивал российский газ.

Сейчас «Нафтогаз» отказывается платить за газ, не соглашаясь с его ценой. Он считает, что она должна составлять $268,5 за 1000 куб. м, а «Газпром» настаивает на цене $485. В рамках трехсторонних переговоров между Россией, Украиной и Европейкой комиссией (ЕК), которые возобновились 26 сентября, стороны пытаются согласовать временную цену для Украины в размере $385 за 1000 куб. м. Эта цена должна действовать до решения Стокгольмского арбитража, куда «Газпром» и «Нафтогаз» подали встречные иски. Первый о взыскании долга, второй — о пересмотре цены. Но пока между Россией и Украиной остаются разногласия о форме образования временной цены и графике погашения долга. Следующий раунд переговоров намечен на 21 октября в Берлине. Источник «Ведомостей», близкий к Минэнерго России, говорит, что возможность оплаты транзита газа через Украину долгом «Нафтогаза» на трехсторонних переговорах не обсуждалась.

Пока цена остается не согласованной, у «Газпрома» и «Нафтогаза» остаются разногласия и по транзитному тарифу. Дело в том, что стоимость транзита привязана к цене газа, чем она выше, тем дороже транзит и наоборот. «Газпром» сообщал, что, по его расчетам, те авансы, которые он вносил за транзит, закончились еще во второй половине июля. Компания в августе пыталась даже доплатить «Нафтогазу» за неоплаченный по ее расчетам транзит, пришедшийся на конец июля. Но Нафтогаз«эти платежи вернул, ссылаясь на то, что, по его расчетам, авансы «Газпрома» еще не истрачены.

Однако теперь, когда авансы «Газпрома» закончились и, по расчетам «Нафтогаза», и он считает, что Россия формально транзит не оплачивает, Украина едва ли остановит транзит, говорят аналитики. Контракт не обязывает «Газпром» вносить предоплату за транзит, компания может оплачивать его по факту, говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

При этом «Нафтогаз» в понедельник подал еще один иск в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть и транзитный договор с «Газпромом», сообщил Витренко. По его словам, Украина хочет привести транзитный контракт в соответствие с нормами Третьего энергопакета ЕС и изменить систему тарифообразования. Права на исполнение транзитного договора предполагается передать от «Нафтогаза» его«дочернему» «Укртрансгазу».

«Нафтогаз» требует и компенсации от «Газпрома». «Согласно контракту, минимальный объем транзита — это 110 млрд куб. м газа в год. В 2013 г. транзит составил 86 млрд куб. м, в 2012 г. — 83 млрд куб. м. Расчет убытков охватывает период с 2009 г. и до момента подачи иска», — сказал Витренко. Размер требуемой компенсации он не уточнил.

«Газпром» действительно не давал объемы газа, предусмотренные транзитным контрактом, однако санкции за это не предусмотрены, говорит директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич.

«Нафтогаз» также требует перенести точку сдачи газа европейским покупателям «Газпрома» с западных границ Украины со странами ЕС на российско-украинскую границу. Сейчас газом, который идет транзитом через Украину, владеет «Газпром», он переходит в собственность европейских компаний только после пересечения западных границ Украины. Из-за этого «Нафтогаз» не может покупать газ у европейских компаний на своей территории и отбирать его из транзитной трубы. Компании приходится организовывать реверсные потоки из Европы, мощности которых ограничены.

Перенос точки сдачи газа европейцам на границу Украины с Россией позволит вести реверсный газ сразу от российской границы и оставлять его, например, на востоке, а не возвращать его потом туда от границ с Европой, говорит Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины. Также для Украины это некая гарантия загрузки ее газотранспортной системы (ГТС), так как с учетом развития «Северного» и «Южного потоков» прокачка по ГТС Украины может снизиться до 30 млрд куб. м при мощности всей системы 140 млрд куб. м. Но перенести точку сдачи газа практически невозможно в текущих условиях, потому что точка сдачи прописана в каждом контракте «Газпрома» с европейскими потребителями, отмечает он.

Витренко заверил, что иск о пересмотре транзитного договора с «Газпромом» никак не повлияет на транзит газа в Европу.

Авторы: Петр Третьяков, Михаил Серов

Источник: Ведомости, 15.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики