Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Видимо, Европа решила действовать по-восточному» (аудио)

«Видимо, Европа решила действовать по-восточному» (аудио)

По итогам российско-китайских переговоров подписано порядка четырех десятков документов о двустороннем сотрудничестве в различных областях. Вынужденный «разворот на Восток», о котором заговорили после введения санкций, на самом деле начался гораздо раньше. И уже дает плоды, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Тема санкций остается для нас одной из самых значимых. Вот МВФ написал прогноз о снятии санкций с России в следующем году. Некоторые европейские политики ждут оптимистичных новостей от визита Путина в Милан. Однако в смену европейской позиции в России верит все меньшее число людей. Отвели войска от границы — молодцы, но этого мало, давайте нам еще доказательства своей цивилизованности. Европейский бизнес занял слишком простую позицию — мы уходить из России не хотим ни в коем случае, но пока лучше подождем. Вот снимут санкции — и тогда уж развернемся. Но пока ничего лоббировать в Брюсселе не будем. А то еще получим штраф от американских регуляторов миллиардов эдак на девять-десять. Как это уже было с французским BNP Paribas — напомню, его обвинили в нарушении режима санкций в отношении Судана, Кубы и Ирана.

Однако Россия-то ждать не может. И изолированной страной быть тоже не может. Жить приходится по закону Ломоносова — если где-то убыло, то где-то обязательно прибыло.

Визит китайского премьера в Москву только подчеркнул активизацию нашей экономической кооперации с КНР. Но и без визита процесс, что называется, пошел. Китай открывает не первый завод по сборке автомобилей в России. В России появляются китайские банки. А ведь тема кредитования проектов становится для нас чувствительной. Наши компании начнут размещать свои акции в Гонконге. Полным ходом идут переговоры с Китаем по поставкам газа по западному маршруту. А это значит поставки газа из Западной Сибири, всегда бывшей ресурсной базой экспорта в Европу. Наверняка пойдет проект создания национальной платежной системы с помощью китайцев и их Union Pay. Начнется кооперация в ВПК.

Да, может быть в этой истории есть обида на европейских партнеров. Но причины будут не столь важны по сравнению с последствиями. Допустим, что Запад планировал демонтировать режим Путина. Ну, а что потом делать с Китаем, который стремительно укрепляет партнерство с Россией? Тут в планах есть какой-то промах.

Конечно, иллюзий строить не нужно. И Китай — не альтруист. Он понимает значимость этой поддержки для нас. Однако тут есть одно важное обстоятельство — мы тоже нужны Китаю. Китай не справляется с обеспечением сырьем своей растущей экономики. Австралия все потребности не закроет, да и возить сырье оттуда становится опасно по политическим причинам. А что если Запад следующие санкции введет против Китая — скажем, за гипотетический разгон демонстрации в Гонконге или еще за что. После известных событий на Тяньаньмэнь это уже было. Так что если есть более надежные пути решения сырьевой проблемы — почему бы и нет. Китайцы могут получить долю в наших добычных проектах. У нас еще остались передовые технологии в ряде отраслей. Наконец, Россия — это возможность расширить рынки сбыта. Поставки в США падают, что и вызывает замедление темпов роста китайской экономики. Российский рынок же свой потенциал еще не исчерпал — собственно, поэтому тут и появляются те же китайские машины. Опросите своих знакомых и поинтересуйтесь, есть ли у кого китайские телефоны, планшеты или иные гаджеты. Наверняка такие найдутся.

Терпеливость всегда считалась восточной добродетелью. Видимо, Европа сегодня решила действовать по-восточному. Все ждет, когда по реке проплывет труп ее врага. Враг этот, увы, придуман самой Европой. Но умирать он не собирается и вынужден плыть в другу строну. Все дальше и дальше от выжидающего Брюсселя.

Источник: Коммерсантъ FM, 15.10.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики