Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Total без президента

Total без президента

Чем обернется гибель главы французской нефтяной компании для российского энергетического сектора

Один из самых надежных экономических партнеров России, глава французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери погиб в ночь на вторник: его частный самолет Falcon задел при взлете снегоуборочную машину. Несмотря на давление со стороны США и режим санкций, Маржери удалось сохранить сотрудничество с российскими партнерами. «Профиль» попросил экспертов оценить, как несчастный случай в аэропорту «Внуково» повлияет на дальнейшее развитие совместных проектов компании Total с «Лукойлом» и НОВАТЭК.

«Это нехороший сигнал для всего бизнеса»

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: 

— У Total достаточное количество перспективных проектов на территории России, но, как законопослушная компания, она выполняла предписания, связанные с санкциями, правда делала это очень аккуратно, разумно и взвешенно. Она не выходила из проектов, просто приостанавливала их, ожидая лучших времен. Что будет сейчас, зависит от кадровых решений.

Мне кажется, что в любом случае инерция и набранный потенциал работы в России не позволит Total радикально пересмотреть свои подходы и позиции. Тем не менее, компания будет вынуждена двигаться в рамках общей логики, которую задает санкционный режим: какие-то проекты будут заморожены, другие просто не запустят. Не исключаю, что сохранится тесное сотрудничество на перспективу: аналитическая работа и поиск новых решений с расчетом на то время, когда санкции отменят.

Вообще, эта катастрофа для всего бизнеса не слишком хороший сигнал. Санкции санкциями, но остается вопрос обеспечения безопасности. Это отравляет общий инвестиционный климат, и без того сильно осложненный. Взлетная полоса — режимный объект с повышенным вниманием к безопасности, а там непонятно почему вдруг оказывается машина. Все будет зависеть от того, насколько убедительно проведет расследование Следственный комитет.

«В гибели Маржери есть и наша доля вины»

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности: 

— Total присутствует в России уже довольно плотно, сделаны серьезные инвестиции, от них нельзя так просто отказаться. Думаю, что будет принято рациональное решение эти проекты продолжать. Маржери лично всегда подчеркивал, что Россия является важным направлением, и в трудный период он сумел продолжить сотрудничество. Хотя на него оказывалось сильное давление. Помню, на одной энергетической конференции в Париже вокруг Сената собрался митинг: граждане размахивали флагами Украины и кричали: «Нет дружбе с Россией!». От Маржери требовали, чтобы он не ходил на конференцию, где «пытаются защитить Россию». Тем не менее, он пришел и не боялся публично заявить, что компания Total продолжит работать в России.

Total действительно никаких проектов не останавливала. Это один из крупнейших инвесторов в российской нефтегазовой отрасли, она владеет долей в компании НОВАТЭК и вкладывает деньги в прорывные проекты — Харьягинское месторождение, »Ямал СПГ». У Total были серьезные планы по разработке проекта «Баженовская свита». Писали, что Total его приостановила, но, насколько мне известно, такое решение не принималось, и как раз во время своего визита Маржери должен был этот вопрос обсуждать.

На нового главу Total будет оказано колоссальное давление со стороны американцев. Компания должна понимать эти риски и коллективно от них отбиваться. Если Total все же прогнется под давлением США, в первую очередь пострадает «Баженоская свита» — это новый, прорывной проект с «Лукойлом». Из уже запущенных проектов, куда вложены инвестиции, Total вряд ли будет уходить.

Я надеюсь, что и российское правительство со своей стороны подумает, как поддержать Total в эту непростую минуту. В гибели Маржери есть и наша доля вины: замминистра транспорта уже назвал это публично «вопиющим раздолбайством». Если мы чувствуем свою ответственность за это, давайте поможем компании по части налогов — по тому же проекту «Баженовская свита». Я считаю, что российское правительство должно само в чем-то признать вину перед компанией Total. Это нужно, чтобы удерживать иностранные компании в России и привлекать инвестиции. Ведь это очень странная ситуация, когда джетсет президента одной из крупнейших энергетических компаний врезается в снегоуборочный комбайн.

«У нас не будет убытков от ухода Total»

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: 

— Какими налоговыми льготами удерживать? У Total и так нулевые налоги на совместный с НОВАТЭК проект «Ямал СПГ». Это единственный проект, который пока не сворачивался, но у него свои проблемы: инвесторы неохотно вкладывают в него деньги, кроме того, из-за санкций некоторые поставщики оборудования по сжижению газа отказались его поставлять. Сохранит ли в этих условиях Total свое стремление купить 20% в НОВАТЭК — непонятно. Но если даже она откажется инвестировать, на российской экономике это никак не скажется: бюджету этот проект не давал ничего. После того как по указанию президента проект освободили практически ото всех налогов, для бюджета он был убыточным: правительство взяло на себя финансирование строительства порта, аэропорта, содержание атомных ледоколов, танкеров, газовозов. Если он закроется, придется просто списать то, что туда было вложено.

 

Один проект они явно сворачивать не будут, поскольку он работает с коммерческой отдачей, это проект разработки Харьягинского месторождения. Там не так много нефти, но он работает. А других проектов и не было. Был сильно политизированный проект «Баженовская свита» по освоению трудноизвлекаемой нефти, но его коммерческие перспективы весьма сомнительны. Они его закрыли, и правильно сделали. У нас убытков от ухода Total не будет. Это Total понесла убытки, потратив в свое время 340 млн долларов на Штокмановский проект, который оказался заморожен.

Автор: Алина Гарбузняк

Источник: Профиль, 21.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики