Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Падение нефтяных цен мешает проектам в Арктике»

«Падение нефтяных цен мешает проектам в Арктике»

О будущем арктических проектов и намерении главы «Роснефти» Игоря Сечина выпросить из ФНБ 2 триллиона рублей на освоение Арктики, корреспондент Bigness. Ru побеседовал с главой аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александром Пасечником.

— «Роснефть» попросила правительство дать отсрочку по освоению участков на арктическом шельфе в связи с суровыми условиями и недостатком оборудования. Речь идет об отсрочке с 10 до 15 лет.Действительно ли имеет место нехватка оборудования, или это письмо — инструмент давления на минфин для получения 2 триллионов рублей из ФНБ, в которых Роснефти было отказано?

Понятно, что и такая версия, которую вы предполагаете, тоже может присутствовать, но в целом есть понимание, что если мы берем непосредственно шельфовые проекты, то у нас сейчас акценты поставлены на трудноизвлекаемые ресурсы. Что касается получения средств из ФНБ, то на заявку дается 20 дней и, скорее всего, «Роснефть» свое получит, но меньше, чем просит. С точки зрения оборудования, здесь играют роль санкции, но санкции не имеют стратегического характера. И хотя они могут продлеваться, мы все-таки исходим из того, что санкции будут ослабевать в ближайшие год — полтора. Постепенно начнут их снимать, хотя таких предпосылок пока нет. Тем не менее, санкции — не занимают 10-летние, 15-летние периоды.

— Насколько важны проекты на шельфе для России сегодня?

Сегодня они имеют все-таки характер стратегических, то есть важно застолбить арктические участки. Как мы знаем, растет уровень милитаризации, и мы создали арктическую группировку войск. Это проблемы, что называется, насущные, в сравнении с непосредственно добычей. Тем более, сейчас и конъюнктурно цены отступили, как известно, поэтому в этих условиях арктические проекты несколько отдаляются еще и по конъюнктурным соображениям. То есть, чтобы добывать в Арктике, надо, чтобы ценовые параметры нефти были выше, в идеале — выше 100 долларов за баррель. По-видимому, это тоже один из вариантов, и шельф у нас просто как стратегический промысел, если много говорили о 10-летнем горизонте, а теперь лидер нашей нефтяной отрасли заявляет, что все-таки надо горизонт несколько отодвинуть.

— Почему Роснефть не может отказаться от некоторых проектов разработки шельфа с целью экономии?

Вообще, задача стоит — поддержать темпы добычи, и поэтому урезать здесь не было бы верным ходом. Нам надо исполнять и экспортные контракты, которые нацелены все-таки на рост, в том числе и китайский контракт, поэтому нефтепереработка внутри России растет, то есть наша задача все-таки стоит удержать планку добычи, достигнутую в 2012–2013 годах. Напротив — здесь есть масса проблем, что объем добычи может снижаться, потому что объем геологоразведки, отдача снизилась. Как отмечал глава минэнерго, и как отмечает минприроды, отдача снизилась в несколько раз, понимаете? Геологоразведочные работы ведутся, проходка больше, а толку меньше — вот в этом моменте есть проблема. Поэтому надо наоборот увеличивать, форсировать статьи на геологоразведку.

— Несмотря на разговоры о восстановлении промышленности и новом этапе индустриализации, Россия продолжает в большей степени вкладываться в нефтянку, означает ли это, что мы не слезем с «сырьевой иглы»?

Сырьевая игла — это такое обиходное понятие. Россия использует природное конкурентное преимущество — мы то, что добываем, продаем, ничего в этом плохого нет. Понятно, что в идеале лучше продавать продукты глубокого передела, но пока условия не позволяют нам нарастить нефтехимические, нефтеперерабатывающие отрасли, потому что это — миллиардные инвестиции, и зачатую приходится отправлять сырую нефть и уже там перерабатывать за рубежом.

Источник: Bigness.RU, 28.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики