Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Очередь к кормушке огромная, а ряд компаний к ней не подпускают»

«Очередь к кормушке огромная, а ряд компаний к ней не подпускают»

ЛУКОЙЛ предложил заморозить тарифы «Транснефти» и РЖД

Глава нефтяной компании Вагит Алекперов обратился к заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу с просьбой поддержать российский нефтегазовый сектор в условиях санкций. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обсудил предложение ЛУКОЙЛа с ведущим «Коммерсантъ FM» Алексеем Корнеевым.

— Я думаю, что теперь Якунин и Алекперов разговаривать не будут, может такое быть? А что?

— Хорошая шутка. Но отношения на самом деле непростые между нашими компаниями, но не такие сложные, как, скажем, отношения между Сечиным и Токаревым, у них, как известно, давняя «любовь». Поэтому думаю, что отношения Алекперова и Якунина не будут столь же драматичными и травматичными, как отношения двух этих руководителей государственных компаний. Но если говорить по существу, этой просьбы, то, несмотря на то, что я являюсь противником такого рода запретительного подхода, когда просто говорится «давайте не повышать тарифов». У нас такое практикуется не только в нефтяном бизнесе — запрет на рост тарифов в области ЖКХ и так далее. Потому что одно дело — просто запретить, а другое дело — разобраться в политике тарифообразования. Потому что, мне кажется, что второй путь более правильный и логичный.

Понять, откуда происходит рост тарифов, почему «Транснефть» запрашивает этот рост, РЖД? Потому что у них не сходится инвестпрограмма. Но почему она не сходится? Потому что та же «Транснефть», например, покупает небоскреб в Москве — на это хватает денег. Естественно, возникают вопросы относительно обоснованности просьб и естественных монополий. Но с этим нужно разбираться, поэтому несмотря даже на то, что мне кажется, что у естественных монополий есть определенное пространство для экономии, тем не менее, какие-то меры — запретить, не пускать, нулевой рост и так далее — методологически неверны.

Но я ЛУКОЙЛ понимаю. Почему? Потому что, видите: сейчас ситуация такая, что многие государственные и близкие к государству компании получают различного рода льготы — кто 2 трлн попросит в Фонде национального благосостояния, кто 100 млрд руб. попросит, кто попросит налоговых льгот для каких-то месторождений. При этом зачастую какие-то предложения ЛУКОЙЛа понимания у государства не находят. Скажем, у нас сохраняется монополия на шельф, хотя ЛУКОЙЛ просил ее отменить.

У нас последнее решение правительства, может быть, вы слышали, сейчас как раз так называемый налоговый маневр в Думе рассматривается. Хотя это никакой не маневр, а просто рост налогов на нефтяные отрасли, называемый маневром. Последняя идея, которая появилась перед вторым чтением, — повысить еще акцизы на топливо класса «Евро 5». Почему эта ситуация кажется странной? Потому что компании, которые вкладывали деньги в переработку, потому что государство говорило: «Ребята, мы будем низкокачественное топливо обкладывать повышенным налогами». Они говорят: «Окей, мы вложили деньги в переработку». Теперь государство говорит: «Мол, вы знаете, у нас там деньги закончились, мы еще и хорошее топливо тоже будем обкладывать налогами». А ЛУКОЙЛ как раз инвестировал в переработку, и когда он видит такие решения, он думает: «Ну, все просят, кто 2 млн, кто еще, давайте мы тоже чего-нибудь попросим».

Потому что действительно ситуация какая-то странная возникает, что очередь к кормушке огромная, а ряд компаний к ней не подпускают, а наоборот еще по всем направлениям душат, где налогами, где акцизами. И, естественно, они разводят руками и думают, ну что происходит-то? А потом мы удивляемся, что ЛУКОЙЛ инвестирует вместо России, скажем, в Ирак или в другие страны. Тоже можно понять мотивировку.

— Одно дело, когда в очереди стоит Сечин или Якунин, они, может, и вообще без очереди стоят с этими просьбами, а другое дело — Алекперов. Все-таки вес, наверное, в правительстве у них несколько разный.

— Об этом-то и речь, что, наверное, это неправильная ситуация, когда одна компания публично говорит: «Мы — крупнейший налогоплательщик в стране», а при этом, как вы правильно сказали, без очереди лезет и просит 2 трлн с лишним им насыпать в карман. Где логика в этих действиях? Мне кажется, логика иногда страдает.

— Но есть какие-то меры поддержки альтернативные вот вне этого письма Алекперова, которые действительно могут быть оказаны российскому нефтегазовому сектору сегодня?

— Я лично считаю, что сейчас самое время задуматься как раз о налоговой политике государства в отношении отрасли, потому что это та самая мера, которая наиболее необходима сегодня — это первое. Второе, конечно, о чем правительству нужно задуматься, — это о ситуации с оборудованием для нефтяной промышленности и ситуации в сервисах, потому что санкции будут продолжаться, и ситуация выглядит угрожающе. Вот эти два вопроса — налоги, оборудование и сервис, ну, оборудование и сервис можно в одну тему импортозамещения поставить — вот эти два вопроса, которые должны являться, безусловно, приоритетом.

Что касается налогов, у нас сейчас какая ситуация: денег мало. Хорошо, вы говорили про курс рубля, — там дыры закрывают девальвацией национальной валюты, а дальше что будет, когда доллар за 60 перевалит? Это уже будет проблемная история. Естественно, какой самый простой способ? Естественно, повысить налоги на нефтегазовую отрасль, старый, проверенный и дедовский вариант. При этом в этом году у нас добыча нефти впервые вырастет меньше чем на 1%, впервые за многие годы. Это означает, что ситуация не такая и шоколадная в самой отрасли. И сама отрасль о проблемах говорила много лет.
 
Источник: Коммерсантъ FM, 06.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики