Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра без правил

Игра без правил

Рост цен на топливо продолжится и в следующем году. Пострадает рядовой потребитель

Тема роста цен на бензин снова стала крайне актуальной и доминирующей. Он не просто дорожает. Есть основания считать, что стоимость бензина продолжит стремительный рост и в следующем году.

На фоне падающих мировых цен на нефть это выглядит диссонансом. Естественно, народ у нас грамотный, знает, сколько стоит нефть на Нью-Йоркской бирже, и задает вопрос: «А почему нефть падает, а бензин дорожает?» Наше государство предлагает вполне комфортное для себя объяснение: во всем виноват сговор нефтяников. Федеральная антимонопольная служба уже успела возбудить дело в отношении ЛУКОЙЛА, «Роснефти» и «Башнефти» по признакам манипулирования ценами на бирже. То есть их обвиняют в некоем ценовом сговоре.

Надо сказать, что структуру нашего топливного рынка нельзя назвать абсолютно конкурентной. Мы об этом много раз говорили: у нас отсутствует независимая нефтепереработка, во многих регионах есть доминирующий производитель нефтепродуктов, в этом плане конкуренция на рынке зачастую условна. Но, сказав А, давайте скажем и Б. Сейчас основная проблема заключается в налоговой политике государства, и рост цен на бензин в следующем году во многом будет обусловлен «налоговым маневром», по которому налоговая нагрузка в нефтяной индустрии будут перераспределяться от добычи к переработке. Как раз акцизы на топливо будут увеличиваться, и правительство честно признало, что бензин из-за «налогового маневра» подорожает в следующем году. Об этом было сказано на Втором Нефтегазовом форуме, это признал вице-премьер Аркадий Дворкович, это признал замминистра финансов Сергей Шаталов.

Но дальше больше. Сейчас «налоговый маневр» прошел первое чтение и готовится ко второму. Предлагают увеличить дополнительно акцизы на топливо пятого класса. Эта история очень странная. Долгое время политика нашего государства в области регулирования нефтепродуктов заключалась в увеличении налогов на некачественные продукты, чтобы заставить нефтяные компании модернизировать свои перерабатывающие заводы. И это было сделано. Отдадим должное нефтяным компаниям: инвестиции в нефтепереработку пошли и довольно значительные. Они пошли потому, что государство четко показало: правила игры таковы, что некачественное топливо будет с рынка убираться и государство будет стимулировать производство высококачественного топлива. Но затем начались нюансы. Самое главное, что, когда мы говорим о регулировании таких наукоемких отраслей как нефтянка, главное, чтобы государство четко устанавливало правила игры и четко им следовало, не меняя их то и дело. Возникли сомнения, когда начались коллизии с евро-2. Дело в том, что евро-2 предполагалось вообще запретить к потреблению на внутреннем рынке. Отложили на год, потом еще на год, потом были подозрения, что еще отложат. Но, слава Богу, это решение вступило в силу, и у нас сегодня топливо стандарта евро-2 в России не потребляется. Было бы логично думать, что государство и дальше будет стимулировать производство высококачественного топлива, поощряя те нефтяные компании, которые вкладывают деньги в переработку и, соответственно, продают более качественный продукт. Выгода понятна: и экология, и модернизация автомобильного парка. Ясно совершенно, что лучше ездить на качественном бензине и тогда решать наши демографические, экологические проблемы. Потому что вот это и есть качество жизни - когда вы не страдаете болезнями, вызванными выбросами свинца и прочей гадости в воздух в крупных городах, таких как Москва, связанных с потреблением некачественного топлива.

Но тут опять фискальные интересы вошли в конфликт. Конечно, денег не хватает. С чего взять деньги? Давайте возьмем с «бензинового люкса», как, видимо, кажется правительству. Под «бензиновым люксом» понимается как раз топливо пятого класса. Но это означает, что цены будут расти и дальше, потому что рост акцизов нефтяные компании переложат на потребителя. Поэтому, когда мы говорим про бензин, понятно, что у правительства есть желание все спихнуть на нефтяные компании, но при этом еще и собрать с них дополнительные налоги. Нефтяные компании, да, не выглядят здесь несчастными овечками. Они тоже неплохо научились использовать олигополию на рынке. Пострадает потребитель.

И это только одна из частей проблемы. Другая ее часть заключается как раз в том, что государство опять переписывает на ходу правила игры в отрасли и наказывает те нефтяные компании, которые вкладывали деньги в переработку. Какое доверие здесь может быть? Мы говорим, что нужно увеличивать инвестиции в гринфилды. Но кто их будет увеличивать, если государство внятно не объяснит, как будет регулироваться отрасль, в том числе и налогами, в ближайшее время. А что, если завтра все стимулирующие налоговые механизмы по трудноизвлекаемым месторождениям отменят? Что будет в этой ситуации? Где гарантия, что эта политика долгосрочная? Гарантий сегодня, к сожалению, правительство не дает. Нельзя все время прикрываться кризисом: «Да, мы изменили налоговый режим, потому что кризис. Вы нас извините, нам денежка понадобилась». Эта политика неправильная, она заведет наше правительство в очень дремучий лес, из которого выбираться придется долго.      

Автор: Константин Симонов, генральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Expert online, 07.11.2014 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики