Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» не хочет лишних денег

«Нафтогаз» не хочет лишних денег

В Киеве настаивают, чтобы «Газпром» заплатил поменьше

Не успели Киев и Москва закончить переговоры по поставкам газа, как между сторонами опять возник конфликт из-за цены газового транзита. Украина обвинила «Газпром» в том, что тот не оплатил транзит за сентябрь и октябрь, в российской компании заявили, что стороны не могут договориться по базе расчета ставки за транзит в апреле—сентябре. «Газпром» готов заплатить больше, считая ставку от цены на газ $485 за тысячу кубометров, но «Нафтогаз Украины» настаивает на $268 за тысячу кубометров. Вопрос принципиален: любой платеж может стать аргументом той или другой стороны в споре о цене на газ в арбитраже Стокгольма.

 

Президент Украины Петр Порошенко в пятницу в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель заявил, что Киев не получил от «Газпрома» оплату транзита российского газа в Европу за сентябрь—октябрь, хотя оплатил первый транш долга за газ ($1,45 млрд). Вслед за этим украинское Минэнерго сообщило, что «Газпром» не выполняет обязательств в рамках договоренностей об оплате транзита. По расчетам Киева, за сентябрь 2014 года стоимость прокачки составила $64 млн, «Газпром» должен был оплатить счет до 20 октября. За октябрь Россия, по мнению «Нафтогаза Украины», должна до 20 ноября заплатить $88 млн.

 

Ставка транзита российского газа через Украину по контракту 2009 года определяется по формуле на основе цены газа для Украины. В «Газпроме» отсутствие платежей объяснили тем, что стороны не могут договориться о базе расчета стоимости транзита. «„Газпром“ хочет заплатить больше, чем ждет от нас украинская сторона»,- отметил представитель монополии Сергей Куприянов. По его словам, «Газпром» рассчитывает цену по формуле, указанной в контракте (то есть $485 за тысячу кубометров после отмены с 1 апреля скидок), а «Нафтогаз» считает по «своей цене». Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, пояснил, что речь идет об уровне $268 за тысячу кубометров, которая действовала с начала года по конец марта. При этом собеседник «Ъ» удивляется, почему Киев говорит о неоплаченном счете за октябрь, если срок оплаты — еще полторы недели. Принципиальность этих разногласий в том, что «Газпром» и «Нафтогаз» спорят в Стокгольмском арбитраже о цене на газ для Украины, и транзитная ставка может быть использована как аргумент в суде.

«Газпром» в конце августа уже пытался заплатить $10,54 млн за транзит, исходя из того, что выданный в июне 2013 года аванс на транзит в $1 млрд в июле исчерпался. Монополия объясняла это тем, что выдавался он при уровне цены $400 за тысячу кубометров (в этом случае денег должно было хватить до начала 2015 года), а затем цена выросла до $485 за тысячу кубометров. Но «Нафтогаз» вернул деньги, ссылаясь на то, что есть остаток аванса, исходя из цены $268,5 за тысячу кубометров. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, сейчас «Газпром» собирается доплатить за транзит с апреля по октябрь (с учетом предоплаты) $360 млн, в то время как Киев хочет получить только $190 млн. По расчетам замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, Украина считает транзит по $46 за тысячу кубометров, в то время как «Газпром» — по $48,3, тогда платеж, по версии российской монополии, должен составить около $400 млн, а по версии Украины,- около $200 млн.

Сергей Куприянов уверен, что стороны найдут решение проблемы и «все будет сделано в соответствии с духом брюссельских договоренностей». Речь идет о соглашениях России, Украины и ЕС о временных условиях поставок газа для Украины этой зимой. По «зимнему пакету», цена российского газа будет компромиссной — $378 за тысячу кубометров до конца года (с января по март ее скорректируют в зависимости от цен на нефть). При этом в договоренностях в Брюсселе было отдельно оговорено, что они не будут использоваться при разбирательствах в Стокгольме. По мнению источника «Ъ» в отрасли, аналогичная договоренность может быть заключена и по транзиту.

Авторы: Ольга Мордюшенко, Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 10.11.2014

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики