Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «80% СПГ-терминалов ЕС пустуют. Литва не будет исключением»

К. Симонов: «80% СПГ-терминалов ЕС пустуют. Литва не будет исключением»

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) выпустил новый доклад о проблемах газообеспечения Европы. Глава фонда Константин Симонов должен был презентовать его в Латвии, однако был депортирован в тот же день без объяснения причин такого решения. Портал RuBaltic.Ru побеседовал с экспертом об основных тезисах доклада, а также узнал, что ждёт Литву в её упорном бою за энергетическую независимость, у Константина СИМОНОВА:

 

- Константин Васильевич, о чём именно Вы собирались рассказать на встрече с жителями Риги?

- ФНЭБ выпустил новый доклад, посвящённый проблемам газообеспечения Европы. Я собирался представить его, рассказать подробнее о некоторых тезисах. Если говорить именно о сжиженном природном газе (СПГ), то по итогам 2013 г. поставки СПГ на рынки ЕС снизились до 40 млрд. кубометров, что вдвое меньше уровня 2010 - 2011 гг. Кроме того, судя по динамике за первые несколько месяцев 2014 г., тенденция к снижению сохраняется.

Значительное недоиспользование мощностей по регазификации СПГ в ЕС, с одной стороны, свидетельствует о том, что европейский рынок в его нынешнем состоянии непривлекателен для поставщиков сжиженного газа, в том числе для европейских компаний, законтрактовавших сжиженный газ у производителей по долгосрочным контрактам. С другой - Евросоюз по умолчанию располагает резервом для увеличения импорта СПГ в случае форс-мажорных обстоятельств с уплатой соответствующей рыночной наценки или при изменении конъюнктуры рынка.

 

- А Литва как раз заканчивает строительство терминала в Клайпеде...

- По нашим оценкам, цена литовского газа превысит российскую в среднем на 20%.

По идее, главная задача при капитализме – удешевление экономических процессов. А здесь наоборот происходит подорожание исключительно по политическим причинам. Грубо говоря, отказ от российского газа и желание платить в разы больше. Это ведь глупо.

Моя мысль проста – давайте вернём экономику в газовый бизнес и будем считать, какие поставки выгодны, а какие нет.

Зачем тратить огромные деньги на инфраструктуру, которая будет стоять пустой или же заполненной дорогим газом.

 

- А ещё Литва и Польша собираются строить газопровод между польским городом Рембельшин и литовским Янюнай. По предварительным данным, работа завершится к 2019 году и обойдётся двум странам в 136 млн. евро. Как Вы оцениваете этот проект?

- Сейчас в Европе стало очень популярно говорить об интерконнекторах, соединяющих несколько стран. В своё время страны Балтии придумали красивую пиаровскую концепцию – энергетический остров. Заявили, что они зависят только от России и Европе необходимо спасти их, забрав с данного острова. Следует построить газопроводы, СПГ-терминалы и прочее. Сейчас это и реализуется. Однако главный вопрос, который надо задать европейцам, – посчитали ли они объёмы газа, которые им требуются? Вопрос принципиальный. К примеру, у вас два бассейна и вы думаете, как наполнить их водой. Вместо того чтобы сообразить, как вода попадёт извне в бассейны, люди зачем-то строят трубы между ними. А если воды не будет, то какой смысл в этих соединениях?

Вообще, в Европе любят увлекаться инфраструктурой. Это ярко иллюстрируют СПГ-терминалы. 80% из них на данный момент стоят пустыми. А о поставках газа никто уже не думает.

Так что труба между Польшей и Литвой совершенно ничего не решает. Литва построила СПГ-терминал, Польша тоже владеет терминалом, и основная идея состоит в том, что страны хотят перегонять друг другу лишние объёмы продукции, если таковые будут. Но вряд ли они появятся. А самое главное, что цена на СПГ-продукцию будет просто фантастической.

Что касается газопровода, была ещё одна гениальная идея - построить его между Польшей и Хорватией, где планировалось строить СПГ-терминал. И более того: Украина захотела брать газ из этой трубы. Но проблема в том, что на польском терминале свободного газа не будет, а в Хорватии уже передумали что-то строить.

 

- Чем может закончиться вся эта история с клайпедским терминалом и желанием Литвы приобрести энергетическую независимость?

- Более дорогим газом – это точно. И думаю, что судами и уголовными делами. По-хорошему, в демократической стране так и должно быть. Ведь такого рода решения приводят к серьёзному росту расходов бюджета Литвы. Труба с Польшей тоже не повысит энергобезопасность страны, а лишь увеличит траты.

 

- То есть и продавать свою СПГ-продукцию Литва вряд ли сможет?

 

- Разумеется. Кому она собирается её реализовывать? А конкуренция нарастает: вот уже финны с эстонцами собираются что-то строить, скоро у каждой страны будут свои терминалы.

 

- В 2015 г. истекает договор Литвы с «Газпромом». Продлит ли страна соглашение о поставках газа?

 

 

- Думаю, что Литва будет настаивать на краткосрочных отношениях. Посмотрим, что на это скажет «Газпром». Пока у страны нет альтернативы, терминал не решает проблемы. Для «Газпрома» Литва не играет большой роли, поставки не столь высоки. Ожидается, скорее всего, драматичный торг.

Автор: Александра Рыбакова
 
Источник: RuBaltic.Ru, 21.11.2014

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики