Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Благотворительностью для Украины, кроме России, в мировой энергетике больше никто не занимается

Благотворительностью для Украины, кроме России, в мировой энергетике больше никто не занимается

Юшков Игорь, ведущий аналитик ФНЭБ:

Для Украины остался только один вариант, так как остальные уже испробованы. По поводу ЮАР первоначально информация была об отказе по имиджевым соображениям – мол, завели уголовное дело, так как дорого купили. Пытались представить, что ЮАР отказался из-за имиджевых причин. На самом деле украинцы перестали платить за уголь из ЮАР, которые перестали его поставлять. То же самое произошло и Польшей. Благотворительностью для Украины, кроме России, в мировой энергетике больше никто не занимается. Пока что было заявлено, что Украины будет закупать уголь в США, но там нет государственных угольных компаний. Просто за красивые глаза уголь поставлять никто не будет. По крайней мере от американских политиков мы не слышим, что они собираются какими-либо кредитами обеспечивать эти поставки как оплату политических составляющих. Уголь оттуда бесплатно не привезут, а денег у Украины нет. Последние свои деньги она отдала в счет погашения за российский газ. О том, что это остатки золото-валютных запасов, говорила глава украинского ЦБ. Именно поэтому они сейчас не покупают российский газ. Ведь, согласитесь, глупо погасить частично долг и не покупать намеренно наш газ. Выплата 1,450 млрд долларов России делалась в надежде на то, что ЕС даст им денег на то, чтобы они закупили у нас газ. Этим, на мой взгляд, и объясняется странное поведение Украины. Никто вам не погасит долги, если не собирается в дальнейшем иметь с вами дело. По пакету трехсторонних отношений украинцам нужно будет заплатить вторую часть долга прежде, чем покупать газ на будущее. И тут надежды украинцев на кредит от Европы не оправдались. Денег нет ни на газ, ни на уголь.

Единственный вариант для Украины получить уголь, это договориться с Россией или Донбассом по политическим условиям, согласовав определенные уступки. Таким образом может быть реализована схема с российским кредитом. Один из российских банков выделяет деньги, на которые у российской компании закупят уголь, а кредит этот потом, возможно, никто и не отдаст. В данном случае смысл будет в договоре на политическом уровне не с угольной компанией, которые у нас частные, а с одним из государственных банков. Он и выделит кредит Украине под закупку угля у нас. Я допускаю, что так может быть, но точно, конечно, говорить о реализации сложно. Не зря Владимир Путин на одной из международных встреч говорил, что Газпром банк выделял деньги Украине на закупку российского газа. Кстати, этот банк частный, основным акционером которого являются структуры банка Россия. Но им дается политическое указание, что надо бы поступить именно так. Если не с Россией, то с Донбассом договариваться все равно придется. Но и там все непросто – упала добыча, так как многие шахты остались без электричества, а значит, без насосов, откачивающих из них воду. Другие же шахты остались из-за взрывов без подъездных путей – оттуда просто невозможно вывезти уголь по железной дороге. Те шахты, что работают, работают на минимуме, складируя при этом уголь у себя на территории.

Сегодня уголь бы Украине с удовольствием продали бы и ЛНР с ДНР, и Россия, так как угольная отрасль сейчас находится в кризисе. Цены на уголь в Европе сейчас очень низкие из-за появления американского угля после сланцевой революции в США. И этот уголь прекрасно конкурирует и с европейским, и с российским углем, а также, кстати, с российским газом. При этом европейцы, начав топить углем, успешно забыли все свои экологические лозунги и призывы сокращать СО2.

Если с Россией на политический компромисс Украина не пойдет, то ей придется обращаться к Донбассу. Но первый же политик, который заговорит о готовности покупать уголь у Донбасса, будет объявлен предателем родины. С Россией этот аргумент в принципе тоже работает, но не так жестко. Поэтому я считаю, что последний вариант для Украины – это обращение за углем к России. Об этом как раз разговоры уже идут.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 25.11.2014 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики