Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» больше не нужен

«Южный поток» больше не нужен

Если Европа и дальше продолжит тормозить проект «Южный поток», Россия может вообще от него отказаться. Газопровод нужен в первую очередь самой Европе, чтобы снизить риски транзита через Украину, уверен глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Эксперты с ним согласны: сейчас для России приоритетом является Восточное направление (Китай), и в условиях кризиса от «Южного потока» действительно имеет смысл отказаться как от избыточной инфраструктуры.

Россия будет строить газопровод «Южный поток» лишь в том случае, если в Европе будет спрос на снижение рисков транзита через Украину. Об этом заявил в среду глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

«Если этого спроса нет, то мы не будем его строить, — сказал Улюкаев. — Но в таком случае риск нарушения гарантий поставок должен принять на себя тот, кто отказывается от этих возможностей».

«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ее строительство позволит снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу, которые возникают при транспортировке газа через территорию Украины. «Газпрому» в проекте принадлежит 50%, долей в 20% владеет итальянская Eni, по 15% принадлежит французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall. Стоимость проекта неоднократно увеличивалась: по последним оценкам «Газпрома» (они были озвучены в октябре), затраты составят €23,5 млрд.

Прокладка «Южного потока» с самого начала имела целью снизить риски транзита российского газа через украинскую территорию. Очередной российско-украинский газовый конфликт 2014 года, который был разрешен совсем недавно (да и то решение оказалось временным) наглядно показал ненадежность Украины как транзитера. Фактически украинские власти даже приняли закон, позволяющий в любой момент перекрыть транзит газа.

Зависимость газового баланса страны-потребителя от транзита газа через Украину по данным ФНЭБ

Красная группа — зависимость 100%), оранжевая (от 75 до 99%), желтая (более 50%), синяя (от 25 до 50%), зеленая (менее 25%) Германия и Франция от транзита через Украину практически не зависят, так как получают российский газ по газопроводу «Северный поток».
Красная группа — зависимость 100%), оранжевая (от 75 до 99%), желтая (более 50%), синяя (от 25 до 50%), зеленая (менее 25%) Германия и Франция от транзита через Украину практически не зависят, так как получают российский газ по газопроводу «Северный поток».

В Минэнерго ситуацию пока не комментируют. В «Газпроме» отказались комментировать заявление Улюкаева, но отметили, что проект в активной стадии, ведутся подготовительные работы для прокладки как наземной, так и морской части. Сумму уже понесенных затрат по проекту «Газпром» также не раскрывает.

Между тем до сих пор не решен вопрос с Еврокомиссией, которая пока не дала разрешение на реализацию проекта. В Брюсселе считают, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству, в частности положениям Третьего энергетического пакета, запрещающего одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой. Кроме того, европейские чиновники настаивают на том, что в трубу «Южного потока» должны быть допущены сторонние поставщики газа.

«Если Россия действительно откажется от «Южного потока», это будет скорее политическое решение, лежащее вне рамок экономической логики и целесообразности, — говорит вице-президент Argus Вячеслав Мищенко. — Однако и решения Европы по поводу санкций в отношении России лежат вне этой логики».

Учитывая, что диалог по «Южному потоку» фактически сворачивается и европейские чиновники постоянно выдвигают все новые требования (например, «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко, выигравшему подряд на прокладку трубы в Болгарии, после претензий Еврокомиссии пришлось выйти из проекта, чтобы не поставить его под угрозу), Россия, по словам Мищенко, может перенаправить ресурсы, которые предполагалось задействовать на реализацию «Южного потока», на более актуальные и перспективные проекты.

«В нынешней кризисной экономической ситуации возникает вопрос расстановки приоритетов, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — И сейчас приоритетом является строительство газопроводов не в Европу, а в Азию».

Глава ФНЭБ напомнил, что уже заключен контракт с Китаем на ежегодную поставку 38 млрд кубов газа в течение 30 лет (как ранее сообщал глава «Газпрома» Алексей Миллер, общая стоимость контракта составляет $400 млрд). Под эти поставки строится газопровод «Сила Сибири», стоимость которого составит 770 млрд руб. (€13,78 млрд по курсу на среду). Кроме того, Россия и Китай планируют подписать еще один договор, на поставку еще 30 млрд кубов также в течение 30 лет. Для этого должен быть построен газопровод «Алтай» (его стоимость ранее оценивалась в 500 млрд руб., или порядка €8,95 млрд).

«Улюкаев представляет финансово-макроэкономический блок, и его логика отличается от логики «Газпрома», — указывает Симонов. — Она заключается в том, чтобы минимизировать затраты на инфраструктуру».

Глава Минэкономразвития, кстати, в своем заявлении подчеркнул, что строительство труб в Китай не имеет никакого отношения к исполнению Россией обязательств перед европейскими потребителями газа. По его словам, «газа у России хватит и для Востока и для Запада». Но, как отмечает Симонов, в данном случае речь идет не столько о собственно газе, которого действительно хватит для обоих направлений, сколько об избыточной инфраструктуре.

Для поставок в Европу у РФ остается «Северный поток», «Голубой поток» и труба «Ямал — Европа». Кроме того, продолжает идти газ и через Украину, которая является основным экспортным каналом (более половины экспорта российского газа в ЕС идет именно через украинскую территорию).

«Стоит ли продолжать стучаться в закрытую дверь и уговаривать Европу разрешить проект, который нужен в первую очередь самой Европе? — говорит Симонов. — Но при этом остается вопрос надежности украинского транзита, так как брать на себя ответственность за его надежность Евросоюз не хочет».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 26.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики