Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: «80–90 долларов за баррель — вот позитивный сценарий для рынка»

А. Пасечник: «80–90 долларов за баррель — вот позитивный сценарий для рынка»

Саммит ОПЕК в Вене готовится принять решение о квотах на экспорт нефти на мировые рынки. О последствиях этого решения для нефтяных цен рассуждает Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности 

— Какова расстановка сил накануне решающей встречи участников нефтяного картеля в Вене? 

— Есть масса теорий относительно роли тех или иных участников рынка в нынешнем снижении цен. Кто-то рассматривает версию, что есть сговор США и Саудовской Аравии, направленный против России, чтобы на низкой нефти просел наш бюджет. Есть и другая теория — противостояние Саудовской Аравии и США. Якобы саудиты разыгрывают ценовую карту, чтобы Штаты перестали разрабатывать сланцевые проекты, снижая долю аравийской нефти на американском рынке. Сами же саудиты отрекаются от всех конспирологических теорий и говорят, что не замешаны ни в каких сговорах с США. Но играть с нефтяным рынком опасно. Есть множество противоречивых последствий, которые следуют за усилиями по снижению цен на нефть, и баланс между ними найти очень сложно. 

Есть и другие сценарии, и каждый имеет определенную логику. Например, на цены может влиять дефицит долларовой ликвидности, последовавший за сворачиванием программы количественного смягчения ФРС США. Кроме того, есть масса отвлекающих ликвидность с рынка инвестиционных программ — растут азиатские рынки, размещается "Алибаба", — представьте, какие это суммы. Наконец, есть интерес спекулянтов, пытающихся как можно сильнее продавить рынок, чтобы, оттолкнувшись от самого дна, поехать вверх. Но спекулянтам сложно будет долго противостоять фундаментальным факторам — реальному балансу спроса и предложения товара. 

— Каков ваш прогноз: чем закончится саммит ОПЕК? 

— Гадать здесь очень сложно. На мой взгляд, если и будет снижение экспортных квот ОПЕК, то небольшое, на какой-то тестовый объем, чтобы посмотреть реакцию рынка. Но если ОПЕК примет решение не трогать квоты, это тоже внесет определенную стабильность в цены. Может быть, даже большую, чем в случае небольшого снижения квот. Это будет посыл спекулянтам: мы можем спокойно держать такие цены на нефть долгое время, а вы с вашими бумажными контрактами доиграетесь. 

— Каким должно быть снижение квот ОПЕК, чтобы повлиять на нефтяные цены? 

— В идеале, чтобы пошатнуть рынок, чтобы цены прореагировали, надо уменьшить предложение как минимум на 3—5%. Но обычно ОПЕК режет квоты по добыче странам-участникам на 500 тыс. баррелей в сутки — это чуть больше 1,5% от сегодняшней ежесуточной добычи в картеле (30,5 млн баррелей в день). 

— Готова ли Россия действовать совместно с картелем? 

— Со стороны РФ уже последовало заявление, что мы не участвуем в сессии ОПЕК — наша делегация на саммит не полетит. Но двусторонние консультации с отдельными членами картеля мы проводим. За этими консультациями, действительно, могут последовать решения об обоюдном снижении добычи. Но проблема в том, что наша добыча и без того не будет расти в ближайшие 5—7 лет по естественным причинам. У нас сегодня стоит задача не увеличивать добычу, а сохранить ее к 2020 году на текущем уровне — 520 млн тонн в год. Так что все заявления российских представителей о снижении добычи — это проекция реальной ситуации на переговорный процесс. Пользуясь ситуацией, мы можем заявлять о готовности снизить добычу и экспорт нефти на 2—3% ради стабильности рынков, хотя причина снижения может быть в другом — вследствие естественных причин. 

— Где, по-вашему, находится равновесная цена на нефть — выше или ниже текущего уровня? 

— $80—90 за баррель — это позитивный сценарий для рынка. Уровень цен в $100 за баррель — это была, конечно, опережающая цена для рынка. Конечно, цены на нефть ниже этого уровня отдалят реализацию многих проектов — шельфовых, сланцевых, — технологически и коммерчески адаптированных под более высокие цены. 

— Какова в таком случае будет судьба американских сланцевых проектов? 

— Сланцы могут выжить и при цене в $75—80 за баррель. Ведь есть проекты, для которых такая цена критична, а есть те, которые выдержат и снижение цен и до $50. Но надо понимать, что более низкая ценовая конъюнктура в любом случае затормозит разработку сланцевых месторождений. Снизится процент извлечения нефти с этих месторождений — при добыче перестанут бурить глубже, когда затраты на добычу нефти из сланцев начинают расти по экспоненте. Больше будут использовать кощунственные технологии поверхностного гидроразрыва пласта, снимая сливки с месторождения. При текущих ценах добыча на сланцах, скорее всего, стабилизируется или даже немного снизится. Поставщики ОПЕК отыграют часть потерянных для себя рынков. А американцы окончательно расстанутся с грезами о том, чтобы стать нетто-экспортером нефти. США сегодня являются главным импортером нефти в мире, им же и останутся. 

Автор: Михаил Хмелев

Источник: Гудок, 26.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики