Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» подхватит Турция (аудио)

«Южный поток» подхватит Турция (аудио)

Россия отказалась от планов строительства газовой трубы на Балканы по дну Черного моря и тут же подписала меморандум о прокладке такой же по размеру трубы, но в направлении Анатолийского полуострова. Поможет ли Турция Европе остаться без российского газа, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

«Южный поток» должен был разгрузить стареющие украинские сети и взять на себя примерно треть объема экспорта российского газа в Европу. Теперь этому случиться не суждено. Однако закрытие проекта не означает его смерть. Тем же вечером турецкая компания «Ботас» подписала с «Газпромом» меморандум о строительстве трубы с точно такими же техническими данными, как у «Южного потока». Хотя об этом и не заявлено официально, но похоже, что Турция готова перехватить значительную часть украинского транзита, рассуждает начальник отдела аналитических исследований компании «Универ» Дмитрий Александров.

«Естественно, что такой объем, все 63 миллиарда кубометров она выбрать не сможет. Здесь идея состоит именно в том, чтобы Турция в принципе могла выступать как транзитный канал. Важно то, что таким образом мы лишаем интереса Турцию участвовать в каких бы то ни было альтернативных проектах по экспорту газа на территорию южной Европы. Просто потому, что этот проект интереснее». Многие годы Евросоюз готовил Турцию как стройплощадку для маршрутов, альтернативных «Южному потоку». В частности, рассматривались варианты доставки газа на Балканы из Ирана, Азербайджана и Средней Азии. Эти проекты были признаны не рентабельными и не способными конкурировать с поставками из России, но инфраструктура местами осталась. А у России уже есть действующая ветка из Краснодарского края в Турцию. Собрать из этих отрезков полноценную транзитную сеть будет не сложно, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Направление в Турцию фактически уже освоено. Есть „Голубой поток“, он заполнен только частично. Его расширение будет намного дешевле. Проводить инфраструктуру по Турции также будет дешевле, потому что фактически она есть. Что будет дальше с голубым топливом в принципе, это уже вопрос к Турции. Там есть перемычки в направлении Восточной Европы, они в той или иной степени готовы».

Что касается Европы, то она, вероятно, потеряет те инвестиции, которые уже пошли на строительство трубопроводов. В обозримой перспективе заполнять эти трубы нечем. То, чего добивалась Еврокомиссия — диверсификации за счет поставок не из России — в ближайшие годы тоже вряд ли случится. Это прогноз Международного энергетического агентства. Из-за падения цен на нефть, а следовательно и на мазут, уголь и газ — зависимость стран ЕС от российских поставок даже усилится, поясняет Дмитрий Абзалов. «Низкие цены на энергоносители — 72–80 долларов за баррель — фактически убивают проект развития сланцевого газа в Европейском союзе. Если внимательно посмотреть, компании массово отказываются от лицензий в восточной Европе, той же самой Польше. Кроме того, это делает слаборентабельными поставки сжиженного природного газа, который тоже зависит и во многом стал развиваться именно благодаря высоким ценам на энергоносители. Я уж не говорю о возобновляемой электроэнергетике, например, солнечной и ветряной энергии».

Следовательно, высока вероятность, что страны Европы, которые были лояльны «Южному потоку», найдут утешение в поставках из России через Турцию. Пока рано говорить, будет это реэкспорт газа, транзит по украинскому образцу или что-то иное. Но России, возможно, следует заранее защитить себя от потенциальных газовых конфликтов между Турцией и Евросоюзом, размышляет Константин Симонов.

«Если транзит через Турцию будет осуществляться европейскими же компаниями, которые будут брать газ на черноморском побережье Турции и дальше уже самостоятельно с Турцией решать все вопросы, то пусть они и будут иметь проблемы со страной под названием Турция. Если вы считаете Турцию надежным транзитером, берите на себя эту ответственность. Мы готовы доставить газ до турецкой границы, а дальше сами с ними мучайтесь. Сколько уже можно на нас ответственность перекладывать?»

Другие эксперты считают, что Турция будет скорее помогать российскому газу в его продвижении на Запад, а не препятствовать этому. В отдаленной перспективе турецкое побережье может стать идеальной площадкой для экспорта газа на те рынки, которые ранее России были не доступны, например, Израиль или Испания. Не исключено, что через Турцию можно пробиться даже в те части Европы, где сейчас безраздельно властвуют Норвегия и Британия, полагает Дмитрий Александров.

«В принципе здесь будет возможность, например, в дальнейшем участие на рынке сжиженного природного газа. Если это будет признано целесообразно, то такая крупная транспортная магистраль теоретически могла бы снабжать любой терминал по газификации, и дальше газ мог бы уже распространяться по всем странам Средиземноморья. Можно было бы говорить и об экспорте, например, на Запад Европы в условиях будущих цен и будущего спроса».

Впрочем, и сам «Южный поток» хоронить пока рано. В Еврокомиссии заявили, что не желают прекращения проекта — они лишь настаивают на том, чтобы «Газпром» не становился монопольным владельцем газовых сетей в какой-либо из стран Евросоюза. По мнению ряда экспертов, российское руководство тоже оставило себе пространство для маневра — на случай, если Европа будет готова пойти на уступки.

Источник: Вести ФМ, 02.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики