Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Пока строить "Южный коридор" не для кого» (аудио)

«Пока строить "Южный коридор" не для кого» (аудио)

Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году, заявил еврокомиссар Марош Шефчович после заседания Совета ЕС. Однако в строительстве «Южного коридора» пока никто, кроме стран ЕС, не заинтересован, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Отказ России от «Южного потока» стал предметом разбирательства нового состава Еврокомиссии. Можно сказать, что это была первая проба пера. Ведь Еврокомиссия в нынешнем виде работает только чуть более месяца. И вот первый серьезный тест в области энергетики. Но опять двойка. Все те же мантры, что и у предшественников: надо отказаться от России, надо искать альтернативный газ, для которого построить «Южный коридор».

Все же европейские чиновники — веселые люди. Если Россия строит «Южный поток» — нам грозят «Южным коридором». Если Россия отказывается строить — опять отвечают «Южным коридором». Однако история эта, увы, не нова. Про альтернативный газ на юге Европы говорят более 10 лет. Но, как говорил классик, уж полночь близится, а Германа все нет. Говорили про египетский, иракский, иранский, туркменский газ. В итоге в ближайшие десять лет гарантировано получение лишь 10 млрд азербайджанского газа, которые просто растворятся в европейском газовом рынке объемом под 500 млрд кубометов.

Так что пока строить «Южный коридор» не для кого. Туркмения давно уже ушла в Китай. Ирак прежде всего использует газ для собственных нужд. Египет не может выполнить уже заключенные контракты. Есть, правда, Иран, из которого Европа усилено лепит надежного партнера. Да только надежный партнер продолжает делать ядерную бомбу, и санкции в его отношении вообще-то не сняты. Добавьте сюда сбежавший в Азию СПГ — и картина будет полной.

А ведь зависимость юга Европы от российских поставок традиционно выше, чем на севере. Контракты с большинством стран подписаны на много лет вперед. Именно в этом регионе находятся два из трех крупнейших потребителей российского газа — Италия и Турция.

При этом мы не отказываемся снабжать юг Европы газом. «Южный поток» по большому счету не отменен, а сдвинут еще южнее, в Турцию. При этом для нашей новой трубы «Южный коридор» как раз вполне может пригодиться. Для поставок газа из Азербайджана строится Трансанатолийский газопровод — TANAP. И завершить строительство как раз должны к 2019 году, когда закончится наш контракт с Украиной. Проектная мощность трубы — 31 млрд кубометров в год, но для Европы есть только 10, и еще 6 для Турции. 15 млрд кубометров — свободная мощность, на которую мы можем претендовать.

Идем дальше. Из Турции в Италию через Грецию должен пролечь газопровод TAP. Проектная мощность — 10 млрд кубометров, под все тот же азербайджанский газ. Но акционеры хотели увеличить трубу до 20. Ну и прекрасно. Пусть сроят. Можно требовать применить к трубе привила третьего энергопакета и попросить пустить российский газ в эту трубу. Если не хотите, чтобы мы инвестировали в инфраструктуру в Европе, — стройте сами, а мы будем пользоваться. И все по европейским законам. Вот и проверим, будет ли Европа честно применять свой третий энергопакет.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 10.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики