Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Турция посылает «Газпром» дальним маршрутом

Турция посылает «Газпром» дальним маршрутом

Турция хотела бы, чтобы новый газопровод взамен South Stream был проложен напрямую в европейскую часть страны, а не шел параллельно Blue Stream. «Газпром», по данным «Ъ», склонялся именно к последнему варианту, поскольку тот вдвое дешевле. Но сейчас ключевым моментом в переговорах Москвы и Анкары, видимо, станет цена газа: Турция по-прежнему настаивает на больших скидках, чем предлагает «Газпром».

Анкара предлагает «Газпрому» проложить газопровод, альтернативный отмененному South Stream, через Черное море напрямую в европейскую часть страны, заявил вчера министр энергетики Турции Танер Йылдыз. По его словам, сейчас есть два варианта маршрута — с выходом газопровода на сушу в Самсуне на Анатолийском побережье (туда же сейчас выходит Blue Stream) либо с выходом во Фракии (район Стамбула). Турция хотела бы реализовать последний вариант, поскольку в Самсуне уже есть Blue Stream, тогда как европейская часть Турции потребляет много газа и сейчас снабжается через Трансбалканский газопровод. Но «Газпром» после постройки трубы в Турцию хочет прекратить поставки по трансбалканскому маршруту, так как этот газ идет транзитом через Украину. Вчера «Газпром» не комментировал предложения турецкого министра.

Как писал «Ъ» 5 декабря, «Газпром» предварительно планирует проложить новый газопровод примерно параллельно Blue Stream. Это будет существенно дешевле: длина морского участка трубы составит около 400 км, а если тянуть газопровод до Фракии — более 800 км. Стоимость такого же по длине морского участка South Stream оценивалась в €14 млрд. Танер Йылдыз дал понять, что Анкара не собирается принимать участие в строительстве морского участка, но может войти в сухопутную часть газопровода, хотя ее потенциальные акционеры еще не ясны. Это знакомая сторонам схема сотрудничества: в Blue Stream также нет турецких акционеров, а партнером «Газпрома» является итальянская Eni. Но пока ситуация выглядит так, что Турция предпочитает переложить основную тяжесть затрат по проекту на «Газпром», взяв на себя только сравнительно дешевый сухопутный участок длиной в 200–250 км до границы с Грецией. В то же время замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что многое будет зависеть от других параметров общей договоренности. Так, если строить новый газопровод как дублер Blue Stream, то возникнет вопрос, где будет располагаться точка сдачи газа. Если она будет в Самсуне (как сейчас по Blue Stream), то турки могут попросить снизить цену на те объемы, которые они раньше получали по Трансбалканскому газопроводу.

Ключевой вопрос цены российского газа для Турции, по словам собеседников «Ъ» на турецком газовом рынке, плотно увязан с договоренностями по новому газопроводу. По данным «Ъ», турецкая сторона добивается снижения цены для госкомпании Botas на 15% (сейчас она около $400 за 1 тыс. куб. м), «Газпром» в ответ предложил снижение на 6%. Одновременно частные турецкие импортеры газа, которые получают по Трансбалканскому газопроводу до 10 млрд куб. м в год, должны до конца месяца договориться о цене на 2015 год. В этом году они получали газ по фиксированной цене около $370 за 1 тыс. куб. м, но эта договоренность истекает, и в случае отсутствия новой цена для этих компаний со следующего года автоматически будет такой же, как для Botas. Другой аспект проблемы в том, что в контракте с Botas стандартное ценообразование с нефтяной привязкой, поэтому из-за текущего снижения цены на нефть стоимость российского газа для Botas в четвертом квартале 2015 года может упасть примерно до $300 за 1 тыс. куб. м даже без дополнительных скидок. При этом частные импортеры хотели бы, как и раньше, договориться с «Газпромом» о более низкой цене, чем у Botas. По словам Танера Йылдыза, Турция хочет решить эти ценовые вопросы до конца года: в прошлом году временное соглашение было заключено уже в январе.

Авторы: Юрий Барсуков; Ольга Кузнецова, Анкара

Источник: Коммерсантъ, 11.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики