Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С миру по нитке: газ для Европы без «Южного потока»

С миру по нитке: газ для Европы без «Южного потока»

Аналитики, опрошенные РИА Новости, дали свой прогноз того, что будет делать Европа, оставшаяся без проекта «Южный поток».

Выставив множество преград на пути российского газа в Европу и тем самым заставив РФ отказаться от строительства «Южного потока», Евросоюзу придется с миру по нитке собирать голубое топливо. Ни проект строительства «Южного газового коридора», ни какой-то другой поставщик не сможет в среднесрочной перспективе предложить европейским потребителям те же объемы газа, которые готова поставлять Россия, считают опрошенные РИА Новости аналитики.

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря в ходе своего визита в Турцию заявил, что Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию проекта «Южный поток», в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС. Для удовлетворения потребностей Турции РФ построит новую газопроводную систему мощностью 63 миллиарда кубометров в год (как и у «Южного потока»). Из этого объема 14 миллиардов кубометров предусмотрены для Турции, остальной газ — около 50 миллиардов кубометров — будет поставляться на границу Турции и Греции.

Однако министры энергетики стран ЕС, участвовавших в этом проекте, отметили неофициальный характер информации о его приостановке. При этом они подтвердили свою позицию относительно необходимости соответствия столь значимых проектов в ЕС, как «Южный поток», законодательству Евросоюза. Среди альтернатив Европы по получению голубого топлива можно назвать строительство СПГ-терминалов, создание трубопроводных связей с «Южным газовым коридором», а также развитие «офшорных запасов газа» Восточного Средиземноморья и Черного моря.

По мнению аналитиков, реализация «Южного газового коридора» позволит Европе расширить «круг энергетических знакомств», но вместе с тем может привести к увеличению транзитных рисков.

«Южный газовый коридор» — это голубая мечта, которая если и реализуется, то очень нескоро. И, более того, может случиться так, что сменив поставщика, которого недолюбливают, Европа может приобрести более капризных и более проблемных контрагентов. Россия как поставщик энергоресурсов намного надежнее таких стран, как Иран, Ирак, Алжир, Туркмения», — полагает аналитик «Сбербанка КИБ» Валерий Нестеров.

Слон и моська

«Южный газовый коридор» предполагает строительство нескольких трубопроводов, которые позволят наладить поставки газа из Каспийского региона в Европу. Проект включает в себя расширение Южно-Кавказского газопровода, по которому азербайджанский газ с месторождения «Шах-Дениз 2» дойдет до Турции, а затем по Трансанатолийскому и Трансадриатическому газопроводам (TANAP и TAP соответственно) голубое топливо планируется поставлять через Грецию в Европу.

Баку обещает десятилетия поставок газа на европейские рынки, однако аналитики сомневаются в конкурентоспособности этих поставок.

«Тот „Южный газовый коридор“, который сейчас реализуется на базе проекта „Шах-Дениз 2“ и поставок азербайджанского газа, предполагает поставку до 10 миллиардов кубометров и выход на эту планку примерно через 10 лет — к 2022–2024 году…. При этом российский проект, который вместо „Южного потока“, должен прийти в Турцию, предполагает поставки на границу Греции до 50 миллиардов кубометров в год в рамках уже заключенных контрактов с потребителями в Южной Европе. Это просто несопоставимые объемы — 10 и 50 миллиардов кубометров. Это как слон и моська», — сказал замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Более того, учитывая сложность проекта разработки месторождения «Шах-Дениз 2», эксперт также сомневается в сроках получения обещанного Европе объема газа. «Я думаю, что вполне может выйти (на полку добычи — ред.) и в 2025 году, потому что проект сложный, и, учитывая сколько лет на проектную мощность выходил проект „Шах-Дениз 1“ (7 лет), есть большие риски», — добавил Гривач.

Для повышения мощности «Южного газового коридора» предполагается, что в эту трубопроводную систему будет также поступать газ из Туркмении, Ирака, в частности Курдистана, Ирана, Египта, наиболее сильным игроком из которых, по мнению Нестерова из «Сбербанка КИБ», является Туркмения. Эта страна могла бы предложить Европе около 30 миллиардов кубометров в год.

«Но все эти проекты очень нестабильные и рисковые. Ирану самому сейчас газу не хватает, плюс это страна, с которой еще не сняты санкции. В Ираке идет гражданская война, есть и большие собственные потребности в газе. В Туркмении нет договора о демаркации границы в южной части Каспийского моря. Плюс отношения между Туркменистаном и Азербайджаном сложные — они спорят за месторождения», — заключает эксперт.

Не в пользу газа «Южного газового коридора», по мнению Нестерова, говорит и его дороговизна. «Мы сделали расчеты — азербайджанский газ в Южной Европе никак не может быть дешевле газа газпромовского. И у них возможности снизить цены практически нет. Тогда проект будет убыточным. Газпромовский газ более конкурентоспособный», — сказал эксперт.

Дополнительные надежды

Дополнительными источниками газа для Европы считаются запасы Восточного Средиземноморья — Израиля, Кипра и потенциально шельфа Лиана. В настоящее время крупные месторождения углеводородов обнаружены и начинают разрабатываться у берегов Израиля. Но и тут не все так просто, как хотелось бы Европе.

«Этот газ частично законтрактован — он будет поставляться в Иорданию, Египет и использоваться для нужд Израиля. Израиль предлагает Южной Европе свой газ, но это опять же не такие объемы — думаю, не больше 5–10 миллиардов кубометров. Тем более, для поставок этого объема опять требуется дорогая труба, которая должна быть построена за счет ЕС. Поэтому вряд ли ЕС на это пойдет», — сказал аналитик «Сбербанка КИБ».

Другим вариантом того, как Европа может согреть себя холодными зимними вечерами, является налаживание поставок сжиженного природного газа и развитие для этого соответствующей инфраструктуры.

Однако, по словам старшего аналитика Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Марии Беловой, почти все планируемые к вводу до 2020 года заводы по производству СПГ уже законтрактованы, и доля Европы там невелика.

«Американский СПГ — замыкающий по стоимости газа в Европе поставщик. Для сравнения: стоимость российского газа с Бованенково (Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения — ред.) Европе порядка 220 долларов за тысячу кубометров, американского — в полтора раза больше», — отмечает эксперт.

Источник: РИА Новости, 10.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики