Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин ждут президента

Цены на бензин ждут президента

На совещании с правительством президент РФ Владимир Путин возмутился росту цен на бензин при падении мировой стоимости нефти и призвал Федеральную антимонопольную службу отреагировать. Однако профильные министры не считают цены необоснованными и обещают продолжение их роста в 2015 году. Эксперты полагают, что объективных причин для роста цен действительно нет, а разница в понимании ценообразования связана с разницей в расстановке приоритетов главы государства и экономических ведомств. 

«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%… И это еще не все… Но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — заявил президент.

В свою очередь, министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что цены на горюче-смазочные материалы близки к уровню инфляции.

«Вы упомянули цены на бензин — рост 9,4% к ноябрю 2013 года, — заявил он. — На самом деле это всего на 0,3% выше, чем общий рост потребительских цен. Примерно одним темпом идут».

На следующий день министр энергетики Александр Новак напомнил, что в 2015 году вырастут акцизы на нефть и будет произведен т. н. налоговый маневр: понижена экспортная пошлина, но поднят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

«С учетом тех решений, которые приняты по акцизам и в рамках налогового маневра, мы, безусловно, считаем, что цены будут где-то на уровне инфляции плюс пару-тройку процентов», — пояснил он. По сути, речь идет о росте цен более чем на 10%.

Президент Российского газового общества, зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что «объективных причин для роста цен на бензин в этом году нет».

«Что касается налогового маневра и повышения ставок акцизов на нефтепродукты для формирования дорожных фондов, то в этом году законодательство не менялось, да и в следующем это повысит цену только на 1 рубль за литр. Инфляция также не касается ни добычи нефти, ни переработки: зарплата в течение года не меняется, стоимость комплектующих может быть и повысилась, но ниже инфляции. Кроме того, цены на бензин обычно от инфляции отстают, а в этом году опережают, — поясняет он. — Но, как мы видим, цены подтягивают под инфляцию и внутренние производители. На мой взгляд, это делается ради спекулятивных выгод».

Завальный считает, что косвенной причиной в пользу повышения цен можно считать только девальвацию рубля — из-за нее доходы производителей бензина на внутреннем рынке упали — или возросшие расходы нефтепереработчиков на начавшуюся модернизацию НПЗ для производства топлива класса Евро-5.

«Президент же говорит с социальной точки зрения. Ведь мы 70% нефти экспортируем, а на внутреннем рынке цены с учетом сложившей ситуации и во избежание роста социальной напряженности можно было бы попридержать. Ведь мы и так каждый день становимся чуть беднее из-за инфляции. А цены на бензин для нас всех важны, ведь сейчас почти в каждой семье есть автомобиль», — заключает он.

В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает важным, что президент обратил внимание ФАС на ситуацию.

Однако Завальный сомневается, что ФАС сможет повлиять на ситуацию.

«Они могут отслеживать только сговор. А регулировать цены может только биржа. Чем больше участников на бирже, чем больше предложения, тем ниже цены. Но у нас рынок нефтепродуктов, прямо скажем, не так развит», — сетует он.

Зато влияние мог бы оказать президент, добавляет депутат.

Комментирует Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам — уголовная ответственность

Как можно объяснить разницу в понимании ценообразования?

Логика президента абсолютно прагматичная. Он привел доводы: мировые ценники на нефть упали на 35%, а бензин продолжает дорожать, обгоняя инфляцию. Мы наблюдаем такую непонятную картину вопреки мировым трендам, тенденциям и спросу. Важно, что президент обратил на это внимание, хотя у него сейчас проблем хватает и без бензина, да задача эта в первую очередь Федеральной антимонопольной службы, которая, скажем так, в последнее время абсолютно лояльна к нефтяному бизнесу. Хотя из ФАС и звучат устрашающие речевки, якобы и новые антимонопольные дела возбуждаются и штрафы, но по факту ничего не происходит, потому что когда начинаются какие-то столкновения — идут на мировую. Да, нефтяники порой снижают цену, но только в каком-то тестовом формате и не больше, чем на рубль и только на ограниченный срок.

Понятно, что ослабление рубля влияет. Но мы же исходим из общерыночной ситуации, смотрим на внутренние процессы. Правительство же замораживает тарифы естественных монополий для населения. Топливо — это ведь тоже энергоноситель.

Может быть, у ФАС просто не хватает компетенций, чтобы повлиять?

У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам уже существует уголовная ответственность. И этим рычагом нужно пользоваться. Создав прецедент, мы увидим другу картину.

Важно понимать, что монополизация нефтяного рынка, олигополия, сложившаяся на внутреннем рынке, сильна, и ее конфигурация не меняется. От идеи строительства независимых НПЗотошли еще в кризисном 2008 году.

Конечно, рост цен заботит граждан, бьет по всем социальным ориентирам, разгоняет цены, а удержать инфляцию — это одна из задач правительства. Получается, что сами же себе наступают на горло.

Автор: Александр Дюпин

Источник: ТАСС-аналитика, 11.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики