Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария борется за российский газ

Болгария борется за российский газ

Болгария просит Евросоюз оплатить строительство газового хаба на ее территории. Но вряд ли она получит такую компенсацию своих потерь от изменения маршрута «Южного потока», поскольку выводить его из Турции на Болгарию нецелесообразно. Другого газа для оправдания существования хаба пока не взять негде.

Болгария не оставляет надежду заработать на транзите в Европу российского газа. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов обратился в Евросоюз с предложением профинансировать строительство болгарского газового хаба для распределения потоков топлива из «Южного потока», который теперь пройдет через Турцию.

Еще несколько дней назад Бойко Борисов вместе с премьерами других семи стран-участниц проекта «Южный поток» ожидал от еврокомиссии снисхождения к проекту и хотя бы обещания сделать для него исключение из правил третьего энергопакета (запрет владельцу трубы единолично поставлять газ). Но вполне ожидаемо Еврокомиссия отказалась идти на уступки, предложив южным странам Европы заняться уже проваленным проектом «Южный газовый коридор» (планировалось соединить в нем потоки из Туркмении, Кавказа, Ближнего Востока и направить в Европу). Видимо понимая нереалистичность этой затеи, развалившейся на части еще в проекте, Болгария ищет варианты, чем возместить упущенную выгоду в размере 400 миллионов евро в год от транзита «Южного потока». 

 

Новая ветка «Южного потока» по проекту должна выйти на границе Турции и Греции, где и планируется разместить хабб для распределения газа в страны ЕС. Борисов же предлагает вместо турецкого хаба создать болгарский, чтобы оттуда направлять российский газ в другие европейские страны. За распределением газа в Варне, где и планировалось принимать ранее «Южный поток», наблюдать в этом случае стала бы Еврокомиссия.

«Такой хаб хотят построить все, кто расположен от Румынии до Греции и от Турции до Македонии, - говорит Михаил Крутихин, партнер «Русэнерджи». – Но мечты надо отделять от реальности. Болгария давно мечтала о хабе, рассчитывая завести на него поток газа с Украины, с Турции и даже с Каспия. Это оказалось нереализуемо, поэтому только и остается что делать пустые заявления. Все понимают, что в ситуации, когда до 2040 года Европа не ожидает роста потребления газа, ввязываться в маловероятные проекты и тем более финансировать их никто в Евросоюзе не станет».  

Владеть хабом в Европе стало очень престижно с начала 2000-х годов. В настоящее время в континентальной Европе действует семь хабов с общей мощностью около 250 млрд кубометров газа (до половины всего потребления). Но по всей видимости, сейчас не лучшее время для расширения их географии. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), после некоторого восстановления в 2010 году спрос на газ в ЕС упал на 7,5% в 2011 году и еще на 3,5% в 2012 году. ЕС вместе с Турцией импортировали в 2013 году 253 млрд кубометров газа из внешних источников, что на 0,5% меньше уровня 2012 года и на 15% — уровня 2010 года.

Можно предположить, что Борисов пытается еще сохранить лояльность России и воспользоваться тем, что Турция отказалась участвовать в финансировании морской части «Южного потока». Он готов построить за счет Болгарии сухопутную часть к «Южному потоку» из Турции. Во всяком случае это демонстрация своим гражданам того, что он не зря сулил им большие барыши, и готов еще за них побороться. Между тем в  Болгарии до сих пор пытаются подсчитать убытки от изменения маршрута «Южного потока». Министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова согласилась с подсчетами Владимира Путина, что Болгария потеряет 400 млн евро в год.

Румен Овчаров, экс-министр экономики Болгарии,  считает, что ущерб дотягивает до 600 млн евро. «Мои опасения заключаются в том, что если газопровод с проектной мощностью 63 млрд м3 пройдет по территории Турции, то все поставки, включая текущие поставки газа в Турцию через Болгарию, пойдут по новому газопроводу. Таким образом, Болгария лишится не только потенциальных 600 млн долларов, но и вполне реальных 140-150 млн долларов в год, которые она сейчас получает за транзит газа», — сказал Румен Овчаров.

Но согласится ли Еврокомиссия участвовать в финансировании в качестве компенсации Болгарии ее подарков пенсионерам к Рождеству?

«С точки зрения политики это было бы странно: судьба других потоков газа неочевидна, а в случае если Еврокомиссия согласится покупать газ «Газпрома» в Болгарии, значит она по факту сделает ему исключение из третьего энергопакета, о который разбились мечты в том числе Болгарии, - говорит  Вячеслав Кулагин, руководитель центра изучения мировых энергетических рынков ИМЭМО РАН. – Может, реверансы какие-то и будут, чтобы  утешить, дать политикам поговорить и так далее».

Вячеслав Кулагин считает, что с точки зрения логистики предложение Болгарии тоже нецелесообразно. При прохождении территории Турции трубу придется завернуть вверх на тысячу километров до Болгарии, потом вывести одну ветку на Грецию.

«На такой зигзаг никто не согласится, в особенности «Газпром», - говорит Вячеслав Кулагин. – Поэтому не следует ожидать никакой конкуренции между Грецией и Болгарией за размещение хаба. Сейчас обещания Болгарии построить самим инфраструктуру наземную ничего не значат. Даже в этом случае делать крюк – ради чего?»

Похоже, Россия действительно из этой истории вышла с наименьшими потерями и оглядываться лишний раз на «бублики» нет смысла, тем более, что это лишняя тысяча километров  трубы, за транзит по которой надо платить.

«Мы построили на своей территории «Южного потока» газораспределительную станцию, которая адаптируема вполне для «Турецкого потока»  - так назвали этот проект в Турции, - говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела  Фонда национальной энергетической безопасности.  – Закупленные в Японии подводные трубы тоже сгодятся для «Нового черноморского маршрута в Европу через Турцию» - я думаю так правильнее его называть. Объемы мы сохраняем прежние – 63 млрд кубометров, а выигрываем за счет экономии: инфраструктуру к греческому хабу европейцы теперь будут прокладывать сами. Так что к потерям Болгарии я бы добавил еще и расходы на такое строительство».

Болгария оказалась единственной страной, которая полностью подчинялась требованиям Еврокомиссии и по ее требованию сначала приостановила работы по «Южному потоку», потом вовсе объявила о их закрытии. В то же время Австрия, Венгрия и не входящая в ЕС Сербия резко раскритиковали действия Еврокомисии, обвинив ее в несоблюдении интересов южных стран.

Между тем Борисов намерен выйти с предложением о строительстве хаба без участия других бывших партнеров по «Южному потоку».  Болгарский премьер поручил подготовить письмо с предложением  вице-президенту Еврокомиссии по энергетическому союзу Марошу Шефчовичу и председателю Евросовета Дональду Туску, но не своим коллегам по несчастью.

«Болгары всегда создавали нам проблемы с газом во всех международных переговорах: сначала обещали, потом забывали, - говорит Александр Пасечник. – Они оказались единственными, кто не вступился в защиту даже своих национальных интересов. Поэтому даже если бы их предложение было экономически выгодно, Россия уже из принципиальных соглашений не будет с ними разговаривать вообще о чем-либо. Перспективы у Борисова с идеей хаба заведомо провальные». 

Михаил Крутихин согласен, что перспектив у болгарского хаба нет никаких. Но и Россия не в таком уж и полном выигрыше:

«Наша проблема в том, что теперь мы имеем дело с Турцией, а это не мене, а то и более трудный, партнер, чем Украина, - говорит Крутихин. – Они при заключении контракта добились от «Газпрома» низких цен, когда никто в ЕС этого сделать не смог, выморозили сейчас скидку в 10%, теперь ждут 15%. Ранее сумели в отличие от других отказаться от схемы «бери или плати». Так что думаю, они выставят нам непростые условия, которые захотят периодически менять. Они же понимают теперь свое географическое преимущество – соединение двух потоков с Прикаспия и из России». 

Автор: Александр Лабыкин

Источник: Expert.Ru, 11.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики