Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин попал под маневр

Бензин попал под маневр

Повышение цен на бензин обусловлено многими факторами, помимо падения курса национальной валюты. С таким заявлением выступил в конце минувшей недели премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «тщательно проанализировать эту ситуацию». Экспертное сообщество в свою очередь отмечает, что рост цен на бензин закономерен не только из-за значительного ослабления рубля, но и из-за реализации налогового маневра с начала 2015 года.

Рост цен на бензин по итогам 2014 года составил порядка 9%, внеся свой вклад в рост годовой инфляции, которая, напомним, оказалась на уровне 11,4%. Такие цифры на прошедшем заседании у Дмитрия Медведева озвучил руководитель ФАС Игорь Артемьев. При этом нефть рухнула в цене за прошедший год более чем на треть. И руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с «НИ» отметил, что в России существует парадокс, когда цена на бензин растет в независимости от внешней конъюнктуры. И если, например, в США при удешевлении нефти бензин отыгрывает свою стоимость, то у нас он стабильно растет. За последние шесть лет единственным годом-исключением в повышательной тенденции цен на бензин стал кризисный 2009-й. 

В свою очередь в ФАС отмечают, что на стоимость нефти в итоговой цене бензина приходится только 20%, в то время как на налоги – свыше 40%. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, при существенном снижении цен на нефть и нефтепродукты, которое имеет место на мировых рынках, в России существует «прямая корреляция с тем, что произошло с рублем. То есть насколько упали цены на нефть, настолько же, к сожалению, ослаб и рубль».

Однако премьер-министр отметил, что повышение цен на топливо и бензин в стране вызвано не только ослаблением рубля, но и другими причинами. В частности – налоговой составляющей. Дело в том, что с 1 января 2015 года в России реализуется налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, суть которого заключается в поэтапном – за три года – снижении экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза с параллельным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в те же 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раза. Своей целью эта мера преследует сокращение зависимости российского бюджета от вливаний экспортных пошлин, которые закономерно снижаются вслед за падением нефтяных цен на мировых рынках. По предварительным оценкам профильных ведомств, поступления от налогового маневра в госбюджет должны составить в 2016 году – 247 млрд. рублей и в 2017 году – 250 млрд. рублей, а вот в текущем 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидается.

Еще на момент разработки налоговой маневр активно критиковался нефтегазовыми компаниями, поскольку он ведет к естественному повышению внутренних цен на нефтепродукты. Для предотвращения этих негативных последствий в рамках маневра предполагается понижение акцизов. Однако министр энергетики РФ Александр Новак считает, что цены на бензин в России в 2015 году все равно вырастут – по его оценкам, на 10%, а итоговые темпы роста во многом будут зависеть от инфляции. 

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша также уверен, что дальнейший рост цен неизбежен, но сложно прогнозировать, будет ли он плавным в течение всего года или скачкообразным. Правда, эксперты отмечают, что основной рост стоимости придется на весну этого года, так как сейчас на АЗС продают топливо, закупленное еще в декабре, и системе требуется время, чтобы прочувствовать влияние налогового маневра на расходы компаний. К тому же, по словам г-н Пасечника, на российском нефтяном рынке сохраняется высокая монополизация, что так же создает угрозу роста цен на автозаправках.

Автор: Арина Раксина

Источник: Новые Известия, 26.01.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики