Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина ждет российских денег

Украина ждет российских денег

Общая сумма претензий Украины к «Газпрому» достигла $12,2 млрд. Более половины этой суммы составляют требования по транзитным контрактам. При этом Украина сама до сих пор должна «Газпрому» около $2 млрд, но долг этот не признает. Эксперты говорят, что «Газпрому» надо бояться не исков Киева, а падения цен: из-за него в текущем году выручка компании может снизиться на те же $12 млрд.

«Газпром» раскрыл подробности «транзитных» претензий Украины. Как сообщает российская монополия в своей отчетности за девять месяцев по МСФО, опубликованной в четверг, украинский «Нафтогаз» в своем иске просит Стокгольмский арбитраж обязать «Газпром» компенсировать $3,2 млрд за снижение объемов транзита и $3 млрд за низкую тарифную ставку.

Также «Нафтогаз» требует признать, что транзитный тариф в контракте «должен быть изменен таким образом, как будет указано в дальнейших письменных заявлениях «Нафтогаза», в соответствии с основными принципами шведского контрактного права».

Иск с требованиями по транзиту украинская сторона подала еще в октябре прошлого года, однако его сумма не оглашалась. Киев тогда указывал, что в контракте 2009 года не было учтено европейское законодательство. В частности, речь идет о Третьем энергопакете, к которому Украина присоединилась. «Нафтогаз» просил Стокгольм упразднить или заменить недействующие положения контракта. Также в соответствии с нормами Третьего энергопакета контрагентом по транзиту газа должен стать не «Нафтогаз», а «Укртрансгаз» («дочка» «Нафтогаза», которая фактически и осуществляет транзит).

Еще раньше, в июне 2014 года, «Нафтогаз» также подал иск о компенсации переплаты за российский газ с 2011 года в размере $6 млрд.

Таким образом, общая сумма претензий Украины к «Газпрому» составляет $12,2 млрд.

Июньский иск «Нафтогаза» был подан в ответ на претензии «Газпрома», который также в июне обратился в арбитражный суд Стокгольма с требованием взыскать с «Нафтогаза» $4,5 млрд непогашенного долга. Сумма долга в дальнейшем выросла до $5,4 млрд, однако в конце 2014 — начале 2015 года Киев погасил $3,1 млрд из этой суммы. Остальная часть долга как раз и должна обсуждаться в Стокгольме: Украина ее не признает, так как считает, что сумма была рассчитана с учетом нерыночной цены поставок. Иски «Газпрома» и «Нафтогаза» были объединены в одно производство.

«Газпром» в своем отчете в четверг сообщает, что устные слушания в рамках разбирательства начнутся в Стокгольме не ранее февраля-марта 2016 года. Комментировать претензии Украины в «Газпроме» отказались. «Эти вопросы будут рассмотрены в арбитраже», — сказал «Газете.Ru» официальный спикер компании Сергей Куприянов. «Нафтогаз» от комментариев отказался, сославшись на юридические ограничения.

«Многое зависит от условий изменения контракта, которые прописаны в нем самом, — отмечает партнер юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев. — Но в любом случае ретроактивно (задним числом) контракт можно изменить только по обоюдному согласию сторон. Если же вопрос решается в суде и одна из сторон не согласна с изменениями, то такие изменения по решению суда могут вступить в силу не раньше, чем само решение суда».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что «транзитные иски» Украины вообще не имеют судебной перспективы. «Претензии по поводу недопрокачки газа абсурдны сами по себе, так как в транзитном контракте прописаны обязательства «Газпрома» по прокачке не менее 110 млрд кубометров газа в год, однако не прописаны никакие штрафные санкции на случай нарушения этих обязательств, — рассказывает эксперт. — Штрафной формулы, в отличие, например, от тех же договоров «бери-или-плати», нет, и непонятно, какой арифметикой руководствовалась Украина, высчитывая сумму претензий».

Причем если Киев пытается заставить «Газпром» заплатить за недопрокачанный газ, то он, по словам Симонова, должен признать и собственный долг по законтрактованному, но невыбранному газу (тот самый принцип «бери-или-плати», когда покупатель оплачивает законтрактованные объемы вне зависимости от того, выбрал ли их в действительности). И тут претензии могут оказаться гораздо больше: ранее «Газпром» заявлял, что с 2010 года скопилось $11,388 млрд долга, так как Украина фактически закупала меньше минимумов, установленных контрактом.

Что же касается вопроса цены транзита, то здесь Киев пытается усидеть на двух стульях. «Цена транзита по контракту напрямую привязана к цене газа, — указывает Симонов. — А Украина хочет одновременно и снизить цену на газ, и поднять транзитные тарифы».

А требование компенсировать средства, переплаченные, по мнению Украины, подразумевает выплату долгов. «Одно дело, когда истец заплатил за товар и жалуется на его дороговизну, — указывает глава ФНЭБ. — И совсем другое, когда товар он получил, потребил, а платить за него отказывается, да еще и жалуется при этом». Таким образом, по мнению Симонова, сначала Киев должен как минимум расплатиться с газовыми долгами.

Впрочем, Украина достаточно дорого обходится «Газпрому» даже без учета исковых требований. Согласно отчетности компании по МСФО, за девять месяцев прошлого года чистая прибыль «Газпрома» снизилась на 35% и составила 556,254 млрд руб.

Главную роль здесь сыграли возросшие операционные расходы, которые увеличились на 421,983 млрд руб. (16%) и составили 3,018 трлн руб.

«Основным фактором, оказавшим влияние на рост операционных расходов, стало увеличение суммы оценочных резервов на 104,506 млрд руб., или на 308%, — говорится в релизе «Газпрома». — Изменение в основном вызвано начислением резерва по сомнительной дебиторской задолженности НАК «Нафтогаз Украины» в сумме 83, 927 млрд руб.».

Портфельный управляющий ИК «Анкор-Инвест» Сергей Вахрамеев говорит, что «украинские» расходы, включенные в отчетность, — меньшее, что должно волновать «Газпром» в текущем году, так как контракты компании привязаны к нефтяным ценам с лагом в шесть-девять месяцев, а они с середины прошлого года упали более чем в два раза.

Из отчетности «Газпрома» следует, что средняя цена поставок в дальнее зарубежье (прежде всего в Европу) за девять месяцев прошлого года составила 12,5 тыс руб. «Средний курс доллара за этот период составлял 35–37 руб., так что средняя цена европейского экспорта «Газпрома» составляет $353 за 1 тыс. кубометров, — говорит Вахрамеев. — По нашим оценкам, средняя цена в текущем году будет ниже $300, порядка $290, то есть падение составит около 20%».

В связи с этим, по прогнозу Вахрамеева, выручка «Газпрома» в 2015 году сократится примерно на $12 млрд.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 29.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики