Европа накачивала газ в свои ПХГ, опасаясь срыва транзита через Украину, которую «Газпром» с 16 июня 2014 года перевел на предоплатные поставки. Киев тогда газ закупать перестал, и договориться сторонам удалось лишь к концу октября.
Нынешнее снижение запасов ПХГ отчасти связано все с той же Украиной. Европа обеспечивает реверсные поставки газа в эту страну: по данным украинского Госстата, только с января по ноябрь 2014 года Киев получил из Европы 4,16 млрд куб. м газа (самым крупным поставщиком была Германия, предоставившая 2,357 млрд кубов).
В результате во втором полугодии Европе требовалось гораздо меньше газа для заполнения ПХГ, а спрос хотя и стабилизировался, но все же не подавал признаков роста. Это объясняет, почему поставки российского газа европейским партнерам с сентября идут стабильно в рамках минимальных контрактных обязательств.
В январе 2015 года сказался эффект высокой прошлогодней базы, и экспорт «Газпрома» в Европу снизился на четверть.
«Неудивительно, что европейские партнеры интенсивно поднимают газ из хранилищ. Отбор в первую неделю февраля составлял 0,8–1 млрд куб. м в сутки, — говорит Гривач. — Это очень большие объемы. Если отбор будет продолжаться такими темпами, то к концу месяца европейские ПХГ будут заполнены уже на 30%».
«Кроме того, слишком высокие темпы отбора газа из ПХГ сейчас создают угрозы стабильности газовой отрасли Европы в конце отопительного сезона, — предупреждает Гривач. — И здесь многое будет зависеть от погоды в марте. Впрочем, учитывая нынешний уровень заполнения ПХГ, уже сейчас газа для обеспечения пиков спроса на европейских хабах не хватает, так как низкое давление в подземных хранилищах не позволяет оперативно поднять необходимые объемы газа».
Это, в свою очередь, приводит к скачкам цен. «Например, в Баумгартене цена спотовых контрактов уже достигала $360 за 1 тыс. куб. м, — рассказывает Гривач. — То есть складывается парадоксальная ситуация: Австрии газа не хватает, а при этом значительная часть российского газа вместо транзита через Словакию в Баумгартен возвращается реверсом на Украину».
По словам эксперта, его цена должна хотя бы символически быть ниже цены российского газа для Украины, которая в первом квартале составляет около $330. Гривач отмечает, что Европе придется либо отказываться от реверса, либо просить «Газпром» нарастить поставки.
Пока «Газпром» поставляет в Европу газ в минимально оговоренных контрактами объемах. Это делается как раз для того, чтобы ограничить возможности европейцев по реверсным поставкам на Украину. Комментировать ситуацию в монополии отказались, однако ранее российская компания говорила, что намерена в 2015 году увеличить поставки в Европу до 155–160 млрд кубов. В прошлом году экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье (Европу и Турцию) составил, по данным Федеральной таможенной службы, 124 млрд куб. м.
«Если цена на нефть продержится ниже $70 за баррель, то во втором квартале газ подешевеет до $250 за 1 тыс. куб. м, — прогнозирует эксперт. — Импортеры хотят сэкономить и потому жгут уже оплаченный газ из ПХГ».
По словам Корчемкина, весной и летом «Газпром» может поставить новые рекорды по объемам экспорта, но для этого придется восстановить украинский транзит. По итогам прошлого года транзитные поставки российского газа через украинскую территорию сократились на 27,8% и составили 62,2 млрд куб. м.
Автор: Алексей Топалов
Источник: Газета.Ru, 09.02.2015