Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Энергетическая политика России и Прибалтики — это развод супругов»

«Энергетическая политика России и Прибалтики — это развод супругов»

В Пскове 19 февраля состоялась вторая сессия экспертного круглого стола «Ответственная экологическая политика в Балтийском регионе». Федеральные и региональные эксперты в области экологии и энергетики, ведущие ученые, а также представители общественных объединений собрались, чтобы проанализировать возможные проблемы, которые может создать для окружающей среды Балтийского региона непродуманная реализация проектов в области энергетики и транспорта.

Основными темами в этот раз стали вопросы, связанные с добычей сланцевого газа, влиянием балтийских энергетических проектов на окружающую среду и трансграничными загрязнениями. «Мы хотим, чтобы наш круглый стол стал «пробным камнем» по созданию площадки, которая бы объединила все конструктивные силы, заинтересованные в долгосрочном и стабильном развитии Балтийского региона как территории, где экономическое развитие и вопросы защиты окружающей среды будут гармонизированы друг с другом, - подчеркнул во вступительном слове председатель правления Фонда «Природа» Мирзега Абдуселимов. - Мы не хотим, чтобы экология становилась заложником политических игр, и категорически против односторонних решений и действий, продиктованных сиюминутной выгодой».

Политический фактор, тем не менее, играет значительную, если не решающую роль в энергетической стратегии стран Балтийского региона, особенно в реализации проектов по добыче сланцевого газа. Как отметили эксперты, добыча и транспортировка сланцевого газа ведет к ряду серьезных негативных экологических последствий. Так, помимо ущерба для здоровья, а также риска возгораний и взрывов, о которых во время первой сессии рассказал академик РАЕН и директор Института экономики природопользования и экологической политики Александр Соловьянов, при добыче также наносится вред пресным водам, необходимым для получения газа. «Чем ближе к скважине, тем больше содержание метана. Если поднести спичку к воде, она загорится, потому что в ней много метана. Естественно, он потом оказывается в воздухе, а вода эта непригодная для питья. Помимо того, что страдают жители, происходит отравление и домашних животных, которые тоже пьют эту воду», - обратил внимание участников Соловьянов. Анна Корзун, доцент кафедры гидрогеологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, также отметила, что используемые для получения сланцевого газа гидроразрывы приводят к истощению запасов пресных подземных вод, которые могут использоваться для хозяйственно-бытового и технологического обеспечения предприятий и населения. «Разработка месторождения на 10 тысяч скважин в течение 20 лет аналогична обеспечению водой населенного пункта с населением около 30-35 тысяч в течение того же времени, – объяснила эксперт. - Населенных пунктов у нас таких много, а воды всегда не хватает, поэтому объемы это очень большие». Кроме того, сложности вызывает утилизация жидкостей обратного притока. По словам Корзун, последствия разработки могут быть видны лишь через 20-30 лет.

Среди других экологических последствий Соловьянов отметил тот факт, что гидроразрыв пласта приводит к микросейсмическим явлениям. Поскольку такие последствия нельзя назвать незначительными, то участники круглого стола сошлись во мнении, что до разработки месторождения сланцевой нефти необходимо обсуждение проекта с регионами, которых он может касаться, особенно если речь идет о территориях другого государства. «Решение об освоении собственных месторождений вблизи границ должно приниматься при согласовании с приграничными государствами», - подчеркнула Ирина Чуйкова, к.г.н., научный сотрудник Государственного гидрологического института. «Месторождения сланцевого газа находятся не только на территории Польши, Литвы и Украины, но и частично переходят на территорию России. – объяснил Соловьянов. – Если месторождения будут разрабатываться, то все негативные последствия могут ощущаться и в той части Российской Федерации, которая примыкает к зоне добычи сланцевого газа. Для того, чтобы позволить нашим соседям проводить такую работу, необходимо, чтобы она была согласована или было достигнуто соглашение по добыче с минимальным ущербом для российского населения».

Как отметил в своём выступлении ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, экологические угрозы — это не единственный негативный аспект в энергетической сфере балтийских стран. Экономическая рентабельность проектов, связанных со строительством СПГ-терминалов и переходом на данный вид энергоресурсов, сомнительна. «Самая яркая черта энергетической политики стран Балтийского региона заключается в том, чтобы снизить зависимость от российского газа», - заметил эксперт. А это значит, что экономическая выгода может отойти на задний план, что мы видим на примере недавно запущенного терминала в Клайпеде: «СПГ в Литве — сверхзатратный проект. Стоимость его примерно в полтора раза выше, чем газ, который Литве продает Россия. Кроме того, ни одна из коммерческих компаний не захотела участвовать в проекте, он полностью государственный и убыточный».

При этом, полагает эксперт, остальные страны, которые более взвешенно относятся к своей нордической стратегии и газовому балансу, такие как Финляндия, воспринимают СПГ-терминал как дополнение к поставкам из России и полагают, что, поставляя СПГ через терминалы в другие страны Европы, смогут на этом еще и зарабатывать.

К сожалению, не все балтийские страны разделяют такую позицию, и потенциально выгодный России прибалтийский партнер из связующего звена между Европой и Россией превращается в буфер между ними. «В современных условиях взаимоотношения России и прибалтийских стран единственными совместными энергетическими проектами может быть разбор старых труб, потому что ничего нового строить нельзя. Да и энергетический план России построен таким образом, чтобы отказываться от транзитных стран. Так что мы наблюдаем раздор и развод супругов», - резюмировал дискуссию о вопросах энергетического сотрудничества Юшков.

Источник: RuBaltic.Ru, 20.02.2015

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики