Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Геннадий Тимченко задержится на Балканах

Геннадий Тимченко задержится на Балканах

Вместо South Stream «Стройтрансгаз» построит трубу в Македонии

Как стало известно «Ъ», ОАО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко начинает строить участок газопровода Клечовце-Неготино в Македонии стоимостью около $75 млн. Предыдущий балканский опыт ЗАО «Стройтрансгаз», также входящего в группу СТГ, оказался неудачным: компания должна была построить болгарский участок South Stream, но Россия отказалась от него из-за конфликта с ЕС. Македонский проект выжил, хотя тоже должен был стать частью South Stream. Он может соединить газотранспортную систему страны с Грецией, позволив Македонии, Сербии, Венгрии и Австрии получать газ по заменившему South Stream «Турецкому потоку».

ОАО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко собирается уже в конце этой недели начать работы по строительству магистрального газопровода в Македонии, сообщили «Ъ» источники, знакомые с ситуацией. Речь идет о первой очереди газопровода Клечовце-Неготино длиной 61 км и диаметром 508 мм, который позволит довести газ до города Штип. Срок строительства — чуть более года, потом планируется продлить газопровод до ТЭС в Неготино, чтобы перевести ее с мазута на газ, а затем построить еще 60 км трубы для соединения с газотранспортной системой Греции. В «Стройтрансгазе» называют проект «перспективным», поясняя, что завершают «подготовительный этап, связанный с оценкой сил и средств».

Стоимость строительства составляет около $75 млн. Из них Македония заплатит лишь $15 млн, остальные работы будут проведены в счет долга бывшего СССР перед Югославией (часть прав по нему досталась Скопье). Соответствующее соглашение ВЭБ и Народный банк Македонии подписали в 2010 году, в июле 2014 года «Стройтрансгаз» и АО «Македонские энергетические ресурсы» заключили контракт на строительство.

Предполагалось, что проект будет реализован в рамках общих соглашений по газопроводу South Stream и позволит увеличить поставки российского газа в Македонию (в 2014 году они снизились на 9%, до 46 млн кубометров). Пока страна получает газ из России через Болгарию в рамках транзита через Украину, причем одним из основных потребителей топлива является принадлежащая российской ТГК-2 (подконтрольна группе «Синтез») ТЭС в Скопье. Но в South Stream ЗАО «Стройтрансгаз» толком не успел поучаствовать: компания должна была строить болгарский участок трубы совместно с местным подрядчиком, однако Еврокомиссия усомнилась в правильности проведения тендера, что послужило поводом для полномасштабной блокады проекта Брюсселем. Дополнительным раздражающим фактором для ЕС стало то, что к тому моменту Геннадий Тимченко и материнская компания «Стройтрансгаза» Stroytransgaz Holdings попали в санкционные списки США (но не ЕС). Представитель Volga Group Антон Куревин пояснил, что санкции США не мешают «Стройтрансгазу» выполнять работы по македонскому проекту.

После того как Россия в конце 2014 года отказалась от South Stream и решила строить вместо этого газопровод «Турецкий поток», чтобы привести газ в пункт сдачи на границу Турции и Греции, страны Центральной и Восточной Европы начали искать возможность доступа к нему. Так, премьер Венгрии Виктор Орбан в феврале предложил строить газопровод через Грецию, Македонию, Сербию, Венгрию до австрийского Баумгартена. Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности полагает, что, учитывая нежелание Москвы использовать в качестве транзитной страны Болгарию после неудачи с South Stream, труба через Македонию фактически единственный вариант для снабжения Сербии и сохранения существующего распределения потоков российского газа в регионе на базе Баумгартена. По мнению Алексея Гривача, логично, что Македония стремится обеспечить соединение с ГТС Греции, поскольку это гарантирует стабильные поставки топлива вне зависимости от судьбы транзита через Украину.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 12.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики