Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Громкие заявления Литвы о грядущей газовой независимости от России - это все слова

Громкие заявления Литвы о грядущей газовой независимости от России - это все слова

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

В интервью министр энергетики Литвы заявил, что теперь у них есть техническая возможность отказаться от российского газа. Появилась она после того, как ввели в строй плавучий СПГ-терминал.

Такие громкие заявления о независимости от России в принципе в русле литовской политики. Президент Литвы постоянно их делает в довольно жесткой форме, мол, Россия больше не сможет использовать газ как энергетическое оружие и инструмент для давления на Европу. Хотя на деле именно европейские страны политизируют энергетику, обвиняя в этом, кстати, нас.

Это все слова. Теперь о деле – есть пока единственный контракт о поставке СПГ в Литву. Заключила его государственная компания Litgas и отнюдь не по коммерческим соображениям. Здесь имели место быть чисто политические основания, потому что ни одна коммерческая компания не подписала ни одного контракта, так как понятно, что это убыточный путь.

Если посмотреть на газовый рынок Литвы, то контракт подписан на 540 млн кубометров газа в год от норвежской Statoil. А потребили в прошлом году в Литве чуть больше 2,5 млрд кубометров. Если речь идет о полной независимости, то им надо еще где-то раздобыть около 2 млрд кубов. И пока других источников таких объемов, кроме России, нет. 

Дело в том, что поставщики СПГ направляют свой газ на рынки Азии, где цены выше. Statoil, кстати, тоже согласился на поставки в Литву за высокую цену. Судя по контракту, норвежцы отдают газ по той цене, как она есть на NBP (крупнейший газовый хабе Европы в Великобритании) +100 долларов. Это уже чуть больше, чем цена российского газа на момент подписания. А потом ведь цена нашего газа начала падать, а на NBP нет, и разрыв этот увеличивается в нашу пользу.

Напомню, что Литва еще должна платить норвежским компаниям за аренду СПГ-терминала, потом они сами его должны разжижать и транспортировать. Все это накидывает еще 100 долларов к цене. Это не учитывая вложения, которые были сделаны, чтобы открыть этот терминал, построить хранилища, протянуть газопровод в порту – еще 500 млн долларов. Вот она цена независимости.

После полной зависимости поставок газа из России Литва добавляет себе еще зависимость от Норвегии. Плюс платит за это приличную цену. Утешают они себя при этом так, мол, придет время (конец 2015 года, когда истечет срок контракта с Газпромом), мы посмотрим экономическую составляющую и подпишем новый контракт с тем поставщиком, с которым будет выгодно – Газпром или поставщики СПГ.

В нынешних экономических условиях поставки Газпрома выгоднее. Из-за того, что цена на нефть упала, а контракты Газпрома предполагают привязку к цене на нефть, российский газ для европейцев будет сверхдешевым – 220-250 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения – в 2014 году средняя для всех европейцев была 340 долларов за тысячу кубов, а в частности для Литвы 370 долларов. А в этом году цена должна быть соответственно чуть меньше 300 долларов. Если конкурировать с таким российским газом, то поставщикам СПГ будет нелегко. Самой Литве, которая продолжит такую свою политику по политическим основаниям, тоже придется несладко. В свете этого Литва пытается договориться о поставках сжиженного газа из США. Но это тоже политическое, а не экономическое решение, и стоить оно будет больше, чем по контракту со Statoil. Это связано с тем, что американцам надо будет еще отбивать затраты на строительство заводов по сжижению, цену транспортировки из Северной Америки. Думаю, что на цену NBP+100 долларов американцы не согласятся. И вообще не понятно, какие будут объемы производства газа в США в будущем. Сейчас производство газа там полностью нерентабельно. Компании, добывающие сланцевый газ, выживают только за счет того, что постепенно переводят буровые на добычу жидких углеводородов (они дороже) и покрывают убытки от добычи газа.

Когда американцы приезжают в Европу и обещают европейцам обеспечить их газом, не надо забывать, что в США нет государственных компаний, которые могут поставлять СПГ. И когда дело дойдет до поставок, договариваться придется с коммерческими компаниями. Пока речь идет на политическом уровне, все хорошо, но как только появляются частные организации, то важнее будет прибыль, а не политика.

Список поставщиков Литва сможет расширить, если только будет конкурировать в цене на СПГ с поставками в Азию. Благотворительностью в их пользу никто заниматься не будет. В этом смысле очень показателен пример Польши, которая подписала контракт с Qatargas Operating Company о поставке СПГ. Под это дело поляки планируют достроить терминал-СПГ. По условиям этого контракта цена вышла еще выше. На момент подписания она была порядка 700 долларов за тысячу кубометров, сравните с 400 долларами у Газпрома. Но это еще не самое страшное. Дело в том, что если Польша не захочет выкупать этот газ, о котором договорились с Катаром, то поляки оплатят разницу поставок между своей ценой и той, что актуальна для Азии. Так что Катар в любом случае не в накладе.

Все это еще раз подтверждает мысль, что политизация энергетики выгодна Европе лишь в случае хороших отношений с Россией. В остальном это выйдет боком и будет дорого. Россия – единственная страна, которая по политическим мотивам может делать скидки. Подтверждение тому – история взаимоотношений России с Украиной, Белоруссией, Арменией по газовому вопросу. Больше никто за политическую дружбу скидок не делает. У всех стран - частные компании, а они в политику не играют. Причем они же еще и не сжиженный газ, как правило, продают, а мощности по его сжижению, то есть продается возможность сжижения определенного объема газа. Воспользуетесь вы ее или нет, уже дело другое.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 13.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики