Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» переводит подрядчиков с авансов на кредиты

«Роснефть» переводит подрядчиков с авансов на кредиты

Это позволит компании в условиях нестабильной экономической ситуации контролировать ценообразование на товары, работы и услуги и не допускать их удорожания

Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» отказалась от выдачи авансов — вместо них концерн предложит контрагентам, подрядчикам и поставщикам кредиты через свой дочерний Всероссийский банк развития регионов (ВБРР). Об этом вице-президент «Роснефти» по экономике и финансам Святослав Славинский известил «дочки» холдинга в феврале (копия письма есть у «Известий»). Головная структура продолжит выдачу авансов только дочерним предприятиям госкомпании и тем поставщикам, от которых зависит повседневная работа «Роснефти» (это, например, госорганы, интернет-провайдеры, поставщики импортного оборудования).

В письме указано, что компания будет работать с контрагентами без авансирования (ранее обычно перечислялась предоплата в размере до 100%), а в документах о закупках компании стандартным условием станет оплата по факту оказания услуг или поставки товаров — не сразу, а в течение 60 календарных дней. Кому нужно нужны деньги раньше, будут предложены кредиты. Как ожидается, новый подход поможет и кэптивному банку ВБРР, и самой госкомпании. В прилагающейся к письму презентации ВБРР говорится, что новая система даст банку конкурентные преимущества в корпоративном сегменте, снизит кредитные риски банка, а также поддержит бизнес региональных подразделений банков за счет обслуживания контрагентов. 

Для самой «Роснефти», по оценкам банка, выгода будет состоять в оценке финансово-хозяйственной деятельности поставщиков и субподрядчиков, возможности проконтролировать финансовое состояние контрагентов, оперативно проинформировать компанию в случае возникновения проблем — а также «дополнительная прибыль для группы в целом». Более того, компания будет постоянно контролировать ценообразование на товары, работы и услуги «с целью недопущения их удорожания в случае обращения контрагентов за кредитными ресурсами при нехватке оборотных средств».

— Нам в целом выгоднее поставщиков не авансировать, а кредитовать, — подтвердил в разговоре с «Известиями» Михаил Леонтьев, вице-президент «Роснефти». — Причина в ужесточении финансовой политики «Роснефти»: рынок стал более жестким. Доступность кредитов для самой «Роснефти» уменьшилась, а потому автоматически мы ужесточаем условия для поставщиков.

Что касается кредитов, которые стали заменой авансам, ВБРР в своей презентации рассказывает о нескольких кредитных продуктах. Это кредитование «под первичного поставщика», в котором ВБРР предоставляет кредит на оплату товаров и услуг контрагенту, чтобы расплатиться с первичным поставщиком, а также кредиты «под отгруженную продукцию/выполненные работы» (для пополнения оборотных средств, необходимых для капиталоемкого производства, например строительства). Кредиты планируется выдавать на сумму до 70–80% от стоимости контракта с поставщиком и на срок до 12 месяцев. В ВБРР затруднились дать оперативный комментарий, в частности о ставках, по которым будут занимать подрядчики. Также контрагентам, которые уже являются клиентами ВБРР, предложат овердрафтное кредитование (кредитование расчетного счета для оплаты услуг при отсутствии денежных средств) и аккредитивы (банк погашает обязательство клиента-подрядчика).

Представители «Роснефти» сообщили, что кредиты будут ВБРР выдаваться на рыночных условиях (сейчас ставки по банковским корпоративным кредитам составляют от 17% годовых).

При этом «Роснефть» предусматривает отдельные ситуации, когда аванс всё же может быть частично или полностью выплачен поставщику услуг или товаров. Во-первых, среди компаний, которые смогут получить авансирование, находятся предприятия, в которых доля «Роснефти» более 50%. Во-вторых, компания предусмотрела список независимых от группы поставщиков, которых она продолжит авансировать, — туда вошли поставщики энергии, тепла, интернета, катализаторов нефти, страховщики, российские и белорусские органы госвласти, поставщики по мелким закупкам, морские, железнодорожные и авиаперевозчики, а также производители «уникального оборудования, импортного оборудования или оборудования длительного срока изготовления». В договор с теми, кого компания проавансирует, будут по соглашению сторон включаться отчеты о целевом использовании авансовых платежей, условие об ответственности за нецелевое использование.

Речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. Например, судя реестру отчетности по договорам, размещенному на сайте закупок «Роснефти», за первое полугодие 2014 года группа компаний провела тендеры на сумму порядка 200 млрд рублей.

— «Роснефть» могла такую концепцию разработать через творческое переосмысление опыта сотрудничества с китайцами, — предполагает Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности. — «Роснефть» в 2009 году получила предоплату от Китая на $15 млрд под будущие поставки нефти, а потом ей сказали, что эти деньги кредитные и нужно платить проценты. С другой стороны, китайцы, хоть и применяют такую тактику, но только для иностранных компаний.

Виктор Хайков, президент Национальной ассоциации нетегазового сервиса, говорит, что схема предложенная «Роснефтью» выгодна и подрядчикам.

— Сейчас как раз проблема скорее в том, что нефтесервисный бизнес обычные банки вообще не кредитуют, а если и кредитуют, то по очень высокой ставке и на невыгодных условиях. Обычным банкам интереснее спекуляциями на рынке заниматься — быстрые деньги и больше прибыли. Во многом получается, что нефтесервису ни кредит получить нельзя, ни предоплату. Если же ВБРР будет кредитовать нефтесервис под конкретные контракты хотя бы по рыночным условиям, то будет довольно неплохо, — сказал Хайков.

— Можно сказать, что в последние 2 года максимум 3–5% крупных заказов от нефтегазовых монополий разыгрывались на тендерных площадках с авансированием, все остальные — только с отсрочкой платежа, — добавил Алексей Машошин, генеральный директор Невского завода «Трубодеталь».

Автор: Вячеслав Нечаев

Источник: Известия, 18.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики