Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что принесет строительство TANAP «Турецкому потоку»?

Что принесет строительство TANAP «Турецкому потоку»?

Баку и Анкара начали строить газопровод для доставки азербайджанского газа в Турцию и — с 2020 году — в Европу. О том, какие риски проект несет для «Турецкого потока», выясняла DW.

17 марта в турецкой провинции Карс состоится торжественная церемония начала строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP). В ней примут участие президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган. Именно Азербайджан и Турция — главные участники проекта, предусматривающего транспортировку газа с крупнейшего азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» от грузинско-турецкой границы до западных границ Турции. Впоследствии эту трубу планируется объединить с системой, по которой газ будет поступать в Европу. Некоторые эксперты полагают, что данные проекты делают бессмысленным российский «Турецкий поток». Другие оставляют «Газпрому» шанс побороться с газом конкурентов на подступах к Европе.

Суть проекта

Соглашение по строительству TANAP было подписано 26 июня 2012 года в Стамбуле. Проект включает в себя систему газопроводов протяженностью 1800 километров, проходящих от грузинско-турецкой до турецко-греческой границы, короткого морского участка, измерительных и компрессорных станций и прочей инфраструктуры.

Пропускная способность трубы на первом этапе составит 16 млрд кубометров, из которых 6 млрд будут предназначены для Турции и 10 миллиардов — для Европы. Затем возможно увеличение мощности до 31 миллиарда кубов. Стороны (в проекте 30 процентов принадлежат турецкой BOTAS, 58 процентов — азербайджанской SOCAR и 12 процентов — британской BP) наметили ввод газопровода в эксплуатацию на середину 2018 года. Стоимость строительства TANAP оценивается в 10–11 миллиардов долларов. 

В дальнейшем TANAP планируется соединить с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), который ориентировочно будет построен к началу 2020 года. TAP будет иметь протяженность 520 километров и мощность 10 миллиардов кубов (с возможностью увеличения до 20 миллиардов) и позволит доставлять прикаспийский и ближневосточный газ через Грецию и Албанию по дну Адриатического моря в Италию. Также, по мнению ряда экспертов, нельзя полностью исключать сценария, при котором частично будет реанимирован ранее закрытый проект Nabucco, и тогда у газа, поступающего к хабу на турецко-греческой границе, будет несколько путей отправки в ЕС.

Новые возможности

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин позитивно оценивает перспективы новых проектов: «Через Турцию Европа получает новые источники газоснабжения из Каспийского региона, Анкара же получает возможность поставлять в Европу газ не только из Азербайджана, но и свой собственный, который она покупает либо в сжиженном виде у Алжира и Нигерии, либо по двум трубам из России и из Ирана в объеме до 10 миллиардов кубометров в год».

Сильной стороной TANAP и TAP Михаил Крутихин считает законтрактованность газа. «Несмотря на то, что газ в объеме 10 миллиардов кубометров попадет в Европу только в 2020 году, он уже полностью распределен по компаниям от Италии до Балканского полуострова. Это означает, что проект точно будет реализован», — говорит Крутихин.

Не сомневается в его реализации и глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. «Нет сомнений, что TAP и TANAP будут построены, потому что газ „Шах-Дениза“ очень нужен Европе. Для азербайджанского газа даже сделаны исключения из Третьего энергопакета — только он будет поставляться по газопроводам TAP и TANAP, и только Азербайджан имеет гарантии заполнения трубы», — отметил Симонов в разговоре с корреспондентом DW. По его словам, идеальной была бы ситуация, при которой мощности проектов все же были бы увеличены для того, чтобы они мог ли бы принимать и сторонний газ, в частности, российский — из «Турецкого потока».

«Раньше (когда „Газпром“ еще планировал строить „Южный поток“. — Ред.) TANAP и TAP были бы угрозой для России, но сейчас они открывают новые возможности», — объясняет Симонов, подчеркивая, что для создания честной конкуренции «газа с газом» необходимо принять решение о возможном доступе российского топлива к трубе и расширении ее мощности до 20–40 миллиардов кубометров в год.

Потечет ли «Турецкий поток»

Однако Михаил Крутихин высказывает сомнения в том, что российский «Турецкий поток» будет в принципе реализован. «Растущая стоимость добычи российского газа и транспортные расходы делают российский газ неконкурентоспособным. Если из Азербайджана в Европу газ будет идти примерно 2 тысячи километров, то „газпромовский“ газ поступает с Ямальского полуострова, то есть, если он будет через море выходить на границу Греции и Турции, это более 6 тысяч километров», — отметил эксперт.

Он также обратил внимание на то, что газ, который планируется поставлять в Европу по «Турецкому потоку», не законтрактован. «Без коммерческих расчетов и гарантий со стороны тех, кто будет газ покупать, этот проект является чистой авантюрой», — считает партнер RusEnergy.

По его словам, пока видится всего одно логическое объяснение упорного стремления России построить «Турецкий поток» — это необходимость дать возможность «дружественным подрядчикам» достроить многомиллиардный «Южный коридор» — газопроводы, которые по территории России ведут газ к побережью Черного моря, где будет находиться отправная точка «Турецкого потока».

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Deutsche Welle - Russian, 17.03.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики