Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники получат доступ к дешевым деньгам ЦБ

Нефтяники получат доступ к дешевым деньгам ЦБ

Переработка нефти включена в число приоритетных отраслей программы поддержки проектного финансирования

Минэкономразвития определило, какие именно отрасли будут считаться приоритетными при предоставлении дешевого рефинансирования для инвестпроектов, говорится в сообщении министерства.

Правительство прошлой осенью утвердило программу поддержки проектного финансирования: отобранные специальной межведомственной комиссией банки могут получить в ЦБ деньги под 9% годовых, чтобы финансировать инвестпроекты по конечной ставке не выше 11,5%. Правительство установило совсем не много требований к проектам. Большая часть работы по отбору проектов должна лечь на сами банки, которые будут претендовать на рефинансирование, объяснял чиновник Минэкономразвития.

Основные требования правительства к проектам – предельная стоимость не более 20 млрд руб., не менее 20% собственных средств в финансировании и соответствие приоритетам развития экономики. Приоритетные секторы перечислены в постановлении правительства. В этом перечне ни добыча нефти, ни ее переработка напрямую не упомянуты. Но теперь Минэкономразвития указало, какие отрасли могут претендовать на поддержку, согласно номенклатуре видов экономической деятельности (ОКВЭД). В частности, к приоритетным относится и производство нефтепродуктов – как один из видов обрабатывающих производств, уточняет Минэкономразвития в своем сообщении.

В конце февраля «Роснефть» и «Газпром нефть» обратились в правительство с предложением включить их проекты в программу поддержки проектного финансирования. В перечень приоритетных отраслей программы необходимо включить нефтегазовую, которая «находится под угрозой в силу геополитической ситуации, введенных санкций, изменения макроэкономических условий», предлагал президент «Роснефти» Игорь Сечин (его обращение цитировал «Интерфакс»). Доступ к проектному финансированию должен быть как у добычи углеводородов, так и у производства нефтепродуктов, указывал он.

Среди 28 заявок «Роснефти» на средства фонда национального благосостояния (ФНБ) есть проекты стоимостью до 20 млрд руб., которые могли бы быть реализованы за счет программы поддержки проектного финансирования, если внутри лимита на такое рефинансирование будет достаточно средств, говорил ранее замминистра экономического развития Николай Подгузов, но конкретных проектов не называл. «Роснефть» в своих заявках предлагала вложить средства ФНБ сразу во все 11 перерабатывающих проектов, рассказывали два федеральных чиновника.

«Газпром нефть» также интересуется средствами ФНБ, следовало из обращения гендиректора компании Александра Дюкова (о нем сообщал «Коммерсантъ»). Одновременно компания сразу назвала шесть проектов на общую сумму 51 млрд руб., которые соответствуют критериям программы. При этом и «Газпром нефть», и «Роснефть» предложили отказаться от ограничения стоимости проекта в 20 млрд руб. Другие нефтяные компании об интересе к программе публично пока не заявляли. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» на запрос «Ведомостей» не ответили.

«Это разъяснение связано с многочисленными вопросами о том, какие отрасли относятся к приоритетным», – уточняет представитель Минэкономразвития: дело не в обращениях нефтяных компаний.

Бессмысленно искусственно ограничивать возможность нефтегазовой отрасли участвовать в таких программах предоставления господдержки, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Диверсификации экономики это все равно не поможет – для этого надо поддерживать другие отрасли и улучшать их среду работы, а не ограничивать нефтегазовый комплекс под предлогом «ресурсного проклятья». Но конкуренция проектов за господдержку должна быть открытой для всех и идти по общим правилам для всех отраслей, без кулуарного отбора и ничем не подкрепленных заявок на триллионы, подчеркивает Симонов: «Это не должны быть две-три всем известные нефтяные компании».

Авторы: Маргарита Лютова, Галина Старинская

Источник: Ведомости, 24.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики