Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полигон для независимых

Полигон для независимых

Именно небольшие нефтяные компании должны стать пилотными при реализации новой системы налогообложения  

 

На днях правительство рассмотрело проект энергостратегии до 2035 года, после чего документ был предсказуемо направлен на доработку. Премьер Дмитрий Медведев принципиально одобрил вызывавший противодействие Минфина законопроект о налоге на финансовый результат (НФР) в нефтяной отрасли, хотя критерии отбора пилотных проектов для него пока не согласованы. По мнению аналитиков, теперь нефтекомпании могут внести в список «пилотов» дополнительные месторождения.

Между тем почти год назад на аналогичных слушаниях в Госдуме особенно отмечалось, что на первом этапе новацию можно (и нужно) осуществить как «пилотный проект для территориально ограниченного круга месторождений», к примеру, на новые месторождения в границах Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом, как полагают эксперты, идеальной группой для этого пилотного проекта могут стать независимые нефтяные компании (ННК).

Понятно, особенно в условиях кризиса, что неопределенность в налоговой сфере крайне негативно влияет на инвестиционную активность бизнеса. А в нефтяном комплексе окупаемость проектов достигается годами. Поэтому государство просто обязано помочь малым нефтегазодобытчикам налоговыми преференциями, ведь именно независимые наиболее заинтересованы во внедрении инноваций и активном проведении геолого-разведочных работ (ГРР), что в итоге работает на приращение сырьевого потенциала всей отрасли. При этом сборы в бюджет от ННК не только не уменьшатся, но, наоборот, увеличатся. «Сейчас налоги на добычу полезных ископаемых взимаются с каждой тонны нефти или газа вне зависимости от того, прибыльно это или нет, – говорит партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. – Нефтяные проекты могут дойти до уровня окупаемости первичных инвестиций через 5–7, 10 или даже 12 лет. Идет отрицательный поток наличности, а с него еще нужно платить налоги, что отодвигает период окупаемости намного дальше. Это не позволяет компаниям внедрять инновационные методы, заниматься разведкой. Налоги надо взимать, когда компания выйдет на окупаемость проекта».

Действительно, доля государства при организации геолого-разведочных работ (ГРР) на перспективных для поиска нефти и газа территориях крайне мала. К примеру, в Иркутской области бизнес вкладывает в ГРР до 20 млрд руб., а федеральный бюджет – немногим более миллиарда. В итоге на аукционы выставляются малоизученные объекты категории Д2 (то есть с недоказанной промышленной нефтегазоносностью).

Между тем бурение только одной поисковой скважины в отдаленных районах Восточной Сибири оценивается в 300–500 млн руб. При этом велики риски, что скважины будут «сухими» (без притоков сырья). Естественно, не все потенциальные инвесторы готовы вкладывать средства в такой рискованный бизнес, как геологоразведка. А ведь недоразведанность ресурсной базы в условиях истощения существующих месторождений может критически сказаться на ситуации в стране, в которой именно сырьевые отрасли являются локомотивом экономики. Не случайно из более чем 20 перспективных на наличие углеводородного сырья (УВС) объектов, выставленных в Иркутской области в 2014 году на торги, аукционы состоялись всего по двум. Кстати, в обоих случаях победителем стало ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК), так как приобретенные новые объекты прилегают к уже осваиваемым компанией лицензионным участкам и компания, исходя из наработанной геологической информации, может оценить перспективность новых участков.

Именно ННК могут и должны стать драйвером роста нефтегазовой отрасли. Они не подвержены западным санкциям, могут осваивать небольшие месторождения, которые не нужны крупным госкомпаниям. Но для успеха нужна четкая концепция государственной политики, в том числе и в налоговой сфере.

Речь идет, например, о практическом внедрении уже разработанного в Минприроды при активном содействии экспертов ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» механизма отсрочки разового платежа за пользование недрами при открытии месторождений. Причем в первую очередь именно для малых ННК, наиболее активных в ГРР. И это вполне оправданно, так как, по оценкам энергетического центра московской школы управления «Сколково», снижение на 80% разового платежа для ННК означает около 300 млн руб. экономии в год. Конечно, это не так много в масштабах отрасли, но крайне важно для сектора ННК. Наконец, ННК очень помогли бы вычеты затрат, которые они несут на проведение ГРР, из налога на прибыль.

В прошлом году Иркутская нефтяная компания увеличила добычу нефти и конденсата на 40% – до 4,1 млн тонн. Рост добычи происходит по-прежнему благодаря наращиванию фонда скважин и внедрению технологий, направленных на интенсификацию добычи. В течение 2014 года проходка в эксплуатационном и поисковом бурении по группе компаний ИНК составила 300 тыс. м, что в 1,7 раза больше показателей прошлого года. В 2015 году планируется увеличить проходку еще на 25% – до 375 тыс. м.

«Тема поддержки ННК звучит давно, особенно последнее время, – напомнил «НГ» начальник аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Для малых нефтегазовых компаний такая форма налога, как НФР, оптимальна. В то время как для больших компаний, наверное, могут рассматриваться только отдельные проекты. Но это не значит, что все малые компании попадут в «пилотный пул». А вообще-то подобный эксперимент нужно было провести давно, чтобы понять, как это работает».

По мнению экспертов, введение НФР позволит уже до 2020 года увеличить добычу сырой нефти на 10% для всей отрасли, причем для ННК процент увеличения прогнозируется в разы выше. ННК переход на НФР поможет сократить сроки окупаемости проектов и компенсировать их слабые стороны: монотоварность и преимущественную ориентированность на внутренний рынок. А так как масштаб добычи ННК сравнительно небольшой, бюджетные риски при переходе к новой системе налогообложения будут незначительны. К тому же НФР в случае с ННК проще администрировать из-за отсутствия вертикальной интеграции и меньшего масштаба бизнеса. 

Автор: Сергей Никаноров

Источник: Независимая газета, 25.03.2015

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики