Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сложная игра вокруг Каспия

Сложная игра вокруг Каспия

По вопросу Туркмении мы снова оказываемся с Поднебесной «в одной лодке» 

Новости из Туркмении не слишком привлекают внимание, однако они любопытны.

На прошлой неделе сначала господин Порошенко, затем ряд чиновников заявили о готовности начать закупку газа в Туркмении. Понятно, что это в очередной раз свидетельствует, что на публике украинское руководство ведет себя слишком весело и не слишком адекватно. Очевидно, что сейчас начать закупки туркменского газа для Украины невозможно - для этого нет транспорта и технических возможностей. Надо посмотреть на карту, чтоб понять: покупать туркменский газ Киев сможет только с согласия России, потому что предоставлять место в трубах Россия совершенно не обязана. Представить, что мы разрешим прокачку туркменского газа, довольно сложно. Однако такое ощущение, что господину Порошенко, может быть, стало известно о каких-то планах Соединенных Штатов относительно Туркмении и он с радостью огласил то, что, может быть, из этих планов Украине что-то перепадет.

Действительно, США снова обратили внимание на Туркмению. И конечно, процесс этот не скорый, и господин Порошенко радуется рано. Даже если Соединенные Штаты сейчас снова вплотную займутся Туркменией, на изменение политической ситуации, создание инфраструктуры уйдет не один год – это мягко сказать. А ситуация на Украине близка к преддефолтной. Тут категориями десятилетий оперировать уже не приходится.

При этом любопытно, что совершенно неожиданно власти Туркмении запросили военной помощи у США. И как-то это не особо нашло отражение на наших новостных лентах, а событие, между тем, весьма любопытное. Формальным поводом стало появление боевиков ИГИЛ на севере Афганистана, что создает некую угрозу для Туркмении. И Ашхабад выразил желание обратиться к Вашингтону за военной помощью. Пока принято решение о поставке военного снаряжения и неких загадочных технологий для обеспечения безопасности. Т.е. США с удовольствием военную помощь Туркмении окажут. И понятно совершенно, что Ашхабад не просто так обратился за этой помощью, а ему это решение активно подсказали. И интрига здесь любопытная.

Туркмения всегда играла важную роль в американской политике на Каспии. Многие считают транскаспийские проекты европейскими, а в реальности все эти проекты как бы «подсунуты» были Европе Соединенными Штатами. И США самым активным образом лоббировали их. Неслучайно, к примеру, была должность спецпредставителя Госдепа по вопросам каспийского региона, которую долгое время занимал господин Морнингстар, который сейчас является послом США в Азербайджане. Он был активным лоббистом Транскаспийского газопровода, хотя казалось бы, причем тут США и Каспийское море? Соединенные Штаты всегда говорили, что их очень беспокоит судьба их европейских партнеров, поэтому они не могут спокойно смотреть, как Европа мучается с Россией, и вот они хотят предложить поставки газа из более надежных демократичных стран, к разряду которых причислена и Туркмения. И вот, собственно, с этой идеей Транскаспийского газопровода долго носились. Россия, естественно, жестко этой идее сопротивлялась. А потом идея начала отмирать. Не потому, что Россия усилилась и Туркмения осознала, что упрямое строительство Транскаспия без согласия России может привести к военному конфликту, а это не шутки. А скорее потому, что появился другой фактор – фактор Китая, который быстро очень зашел в Туркмению, появились инвестиции и совместные проекты. Туркмения обрадовалась: «О, сыграем мы против русских и против Запада!». Дали китайцам возможность добывать газ, построить газопроводы, и очень быстро Туркмения осознала, что она находится под жестким контролем Поднебесной. Это уже туркменбаши № 2 не очень-то понравилось. Пришло понимание: если Туркмения использовала Китай против России и Запада, то теперь нужно что-то делать с самим Китаем. Игра с США понятна: давайте теперь попросим военной помощи у Штатов и покажем Поднебесной, что здесь не все так просто и она тут хозяйничать не может и не должна.

Не сложно догадаться, что КНР такие игры очень не понравятся. И на самом деле Туркмения затевает довольно смелую игру. Те, кто скажет, что сейчас все быстро в Туркмении поменяется и завтра она уже построит Транскаспийский газопровод, глубоко заблуждаются. Конечно, Китай сделает все, чтобы эти планы разрушить, и посмотрим, к чему это приведет. КНР не нужно не только появление в перспективе американских солдат в Туркмении. Китаю не нужен и Транскаспийский газопровод, прежде всего по экономическим соображениям. Пока он берет газ себе, и у Туркмении нет альтернативы – поставки через Россию сейчас минимизированы, нам не нужен туркменский газ. И это позволяет Китаю жестко выторговывать цены и условия работы.

Мы возвращаемся к тому, о чем говорили весь последний год: то, что делают Соединенные Штаты как раз подталкивает Россию к КНР, нравится нам это или нет. В истории с Туркменией происходит то же самое. К чему приведут новые ходы в каспийской игре пока не понятно. Желание постсоветских элит играть в шахматы сразу на трех досках – опасное желание.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Подготовлено для Expert.Ru


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики