Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну» (аудио)

«Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну» (аудио)

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в среду встретится с президентом Владимиром Путиным. Ожидается, что стороны обсудят тему поставок российского газа. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что сотрудничество России с Грецией может доставить массу неудобств Брюсселю.

Одна из важнейших тем встречи — поставки российского газа. Точнее, его транзит через греческую территорию. Да, Греция благодаря новым планам России вполне может превратиться в серьезную транзитную страну. Судите сами. Мы готовы доставить по турецкому потоку 63 млрд куб. м, из которых 14 останется в самой Турции. Но еще порядка 50 млрд надо будет транспортировать дальше. Сама Греция возьмет еще, остальное же пойдет транзитом по ее территории. А это уже потенциальный источник живых денег. Тем более что от европейских газотранспортных проектов Греции не перепадет ничего.

Например, за проект TAP, который через Грецию идет на юг Италии, Греции вообще не полагается транзитных денег. Греции в свое время объяснили, что это важный для всей Европы проект, и поэтому денег за транзит брать нехорошо. Грубо говоря, кинули греков с особым цинизмом. Новое правительство от этого не в восторге и хочет пересмотреть сделку по TAP. Это также можно сделать с помощью российского проекта. Тем более что мы как раз за услуги по транспортировке платить не отказываемся. Вопрос только в том, кто будет строить инфраструктуру. Россия бы и рада, да не может, связанная правилами Третьего энергетического пакета. Вариантов прокладки трубы несколько. Можно бросить трубу на юг Италии и далее через весь Апеннинский полуостров. А можно через Грецию в Македонию, и далее через Сербию в Венгрию.

Собственно, именно про эту трубу говорится в декларации об укреплении энергосотрудничества, которую подписали главы МИД Греции, Македонии, Сербии и Венгрии, а также министр по европейским делам Турции. Конечно, напрямую написать про трубу для российского газа нельзя — Грецию и Венгрию и так уже записали в агенты Кремля. Поэтому аккуратно пишут про укрепление энергосотрудничества. Но сути это не меняет. Проблема только в том, что у этих стран нет денег. По идее инвесторов должен искать Брюссель, который сейчас находится в эйфории от потенциального снятия санкций с Ирана. Все это воспринимается как спасение от России. А то, что газ в Иране нужно еще добыть, доставить до Турции и через всю Турцию — на это внимание не обращают. Сегодняшняя труба из Ирана в Турцию закрывает только потребности Анкары и для транзита не предназначена. Не говоря уже о том, что за время строительства Иран рискует начать войну со слишком многими соседями.

Впрочем, это не наше дело. Верите в Иран — прекрасно. Ну, так и стройте быстрее трубу через Грецию далее в Европу. Ведь иранский газ может прийти в ЕС только через ту же Турцию. К 2019 году кончится наш контракт с Украиной. И мы готовы честно конкурировать с иранским газом. Только если его в 2019 году не окажется на греческой границе — это уже не наши проблемы. Наш-то газ там будет.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 08.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики